НЕСМОТРЯ на летнее настроение, царящее в Белом доме, что подтверждает и соответствующая повестка дня, кабинет министров вчера все же рассмотрел и утвердил план собственных действий в социально-экономической политике на второе полугодие текущего года. Этот документ, состоящий из 61 мероприятия, сформировали исходя из одобренного год назад плана действий правительства с учетом всевозможных замечаний. Так, стало известно, что кабинет министров не собирается отказываться от идеи реформирования газовой отрасли. Вместе с тем предполагается реализовать план мероприятий по реформированию электроэнергетики (программа которой по-прежнему вызывает массу споров) и железнодорожного транспорта, а также решить проблему энергообеспечения стратегических потребителей. Не исключено, что к концу года будет окончательно разработан и еще один многострадальный проект федерального закона о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельхозназначения.
Судя по представленному плану действий, бед в России более чем достаточно. Из них две нам передаются исторически, по наследству: дураки и плохие дороги. Но если первые просто неискоренимы, то за дороги, похоже, правительство взялось всерьез. Как заявил премьер-министр Михаил Касьянов, улучшение возможно лишь при выполнении национальной программы развития сети автомобильных дорог до 2010 года "Дороги России XXI века", проект которой и рассматривался вчера на заседании кабинета министров. Напомним, что эту проблему пытались решить уже не раз. Однако принятая шесть лет назад президентская программа на 1995-2000 годы, как показывает практика, нисколько не изменила ситуацию с автодорогами в стране. Дороги лучше не стали, хотя значительно выросла протяженность сети (на 65 тыс. км). Кроме того, в 1,5 раза увеличился объем перевозок по автодорогам.
Безуспешно изыскивая источники финансирования многочисленных программ, правительство, видимо, решило вновь прибегнуть к непопулярным, но действенным мерам: залезть в карман потребителей, в данном случае - автовладельцев. Минтранс предложил, а кабинет министров "дал добро" на то, чтобы финансирование автодорог осуществлять в первую очередь за счет налогов непосредственно на пользователей, включая увеличение налоговых ставок на владельцев транспортных средств и налогов на использование ГСМ. Программой предусматривается полная отмена существующего в настоящее время налога с оборота на пользователей автомобильных дорог с компенсацией выпадающих доходов бюджета за счет других налоговых источников.
Суммарный экономический эффект от реализации программы оценивается в 8,4 трлн. руб., то есть значительно больше, чем требуется для ее выполнения, поскольку потребные объемы финансирования оцениваются в 2,16 трлн. руб.
Однако пристальный интерес правительства к старинной российской проблеме, судя по всему, вызван не нуждами автовладельцев, а в первую очередь, как это ни странно, предполагаемым вступлением России в ВТО.