В Хабаровском крае горят леса: здесь полыхают сразу 33 пожара, огнем охвачено почти 2200 гектаров. Сильнее других пострадали Верхнебуреинский, Вяземский, Комсомольский, имени Лазо, Солнечный, Николаевский, Нанайский, Ульчский и Хабаровский регионы. Очаги возгорания возникают почти повсеместно, поэтому работники лесных служб внимательно отслеживают ситуацию.
Как считает заместитель начальника отдела госконтроля и охраны леса департамента природных ресурсов Дальневосточного региона Василий Рабский, очень показательна ситуация в Верхнебуреинском районе. С весны здесь установилась сухая погода с сильным ветром. Число пожаров стабильно, но ведут они себя очень коварно: уходят за минерализованную защитную полосу, их снова ловят, окольцовывают, а тут снова ветер, и все надо начинать заново.
Директор Оборского лесхоза (район имени Лазо) Николай Силин, не жалуясь на отсутствие техники - лесхоз неплохо укомплектован средствами пожаротушения благодаря помощи международных природоохранных организаций, - среди причин резкого взлета числа пожаров главной причиной определил отнюдь не стихию.
- Люди виноваты: шел по дороге, окурок бросил и пошел дальше. А трава сухая прошлогодняя, через час уже дымится, через несколько часов - огонь пошел уже стеной. Особенно заметно проявилось это после Пасхальных праздников: как народ отдохнул - так и пошло. Едем, тушим, по пути еще несколько мелких очагов подавляем (сколько их - даже не считаем, бесполезно), а где виновник? Нет его, ушел.
В Оборском лесхозе огонь продвигался к посадкам лесных культур, и на локализацию его корреспондент "НГ" выехал вместе с бригадой лесных пожарных. На границы возгорания выдвинулся наземный десант из лесхоза (тракторная техника, пожарное оборудование) и вертолетный - с Дальневосточной авиабазы охраны и защиты леса.
Николай Силин отмечает, что снаряжение бойца противопожарной службы, которое было подарено иностранцами, позволяет улучшить взаимодействие с авиацией. Связь теперь есть не только с каждой бригадой, работающей на пожаротушении, но и практически с каждой машиной. И поэтому новая информация сейчас есть каждую минуту, а не так, как раньше - пришли машины из леса, и работники докладывают: в одном месте одно случилось, в другом - другое.
Оборский лесхоз (кстати, на район имени Лазо приходится северная часть ареала амурского тигра) можно назвать одним из наиболее благополучных в плане снабжения бойцов противопожарных бригад оборудованием, питанием и технически - горюче-смазочными материалами. В лесхозе месячный запас продуктов для бригад общей численностью в 50 человек, есть дизтопливо и бензин, обещаны еще деньги на горючее. Так что в целом ситуация с лесными пожарами здесь контролируемая и какой-либо угрозы населенным пунктам района пока не представляется.
Просветительская работа Оборского лесхоза в виде регулярной раскладки в почтовые ящики сельчан различных тематических листовок не подкрепляется пропагандистскими усилиями других СМИ: центральные и краевые газеты выписывает крайне ограниченный круг лиц, в транслируемых по району телепередачах из районного центра Переяславка противопожарной агитации места уделяется мало. Результат: у жителей расположенных в лесу сел отношение к лесу и лесным пожарам, мягко говоря, равнодушное.
А к чему это приводит, свидетельствует произошедшее в небольшом (15 домов) селе Змейка. Один из сельчан бросил окурок на опушке леса. Через некоторое время возник огонь, начался пожар. Но огонь пошел не в лес, а в сторону расположенного ближе всех к нему дома именно этого сельчанина. Вскоре огонь добрался до кухни поджигателя, охватил весь дом... Обошлось без жертв, но человек остался без имущества и документов. К счастью, ветер, дувший в сторону села, резко изменил направление на противоположное...
Свою выучку и готовность к тяжелой и опасной работе демонстрируют лесные пожарные сводных отрядов пожаротушения из различных районов края, а также летчики Дальневосточной авиабазы охраны леса. На оснащение всех их, как сказал заместитель руководителя окружного департамента природных ресурсов Владимир Коломыцев, только в прошлом году зарубежных денег миллион долларов освоили.
Деньги пошли на снаряжение лесных пожарных, на оптимизацию их работы. Одного только парашютиста снарядить десантным оборудованием (два парашюта и защитный костюм) стоит 1800 долларов. А насколько хорошо он будет снаряжен, настолько же хороший результат и покажет. Если, конечно, его не только снарядят, но и заплатят за работу.
А вот с этим - сложнее. Ибо если на экипировку лесных пожарных и десантников деньги дает зарубежье, то выдавать зарплату и снабжать ГСМ должна уже российская сторона. И по сведениям Владимира Коломыцева, у страны перед лесными пожарными висит долг в 3,8 млн. рублей, а перед лесной авиацией, по сведениям начальника Дальневосточной авиабазы лесоохраны Александра Любякина, аж в 8,6 млн. рублей. И если "акулы капитализма" из ООО "Альянс-Хабаровск" выделили авиаторам 500 тонн авиакеросина без предоплаты, то кто бы дал еще 1500 тонн для того, чтобы летать весь пожароопасный сезон?
А ведь именно авиация обнаруживает львиную долю и тушит 30% лесных пожаров (еще 30% - наземные пожарные, и 40% тушится совместно - и с неба, и с земли). Без денег не потушить и наземным способом. Так что если долги за тушение лесных пожаров федеральное правительство не вернет, то вся имеющаяся у лесников боевая техника может оказаться не у дел.
Хабаровск