СКАНДАЛЬНАЯ история вокруг реформирования электроэнергетики обрастает не менее скандальными подробностями. Причем, как свидетельствуют оказавшиеся в распоряжении редакции документы, если раньше команда Грефа-Чубайса конфликтовала в основном с рабочей группой Госсовета, то совсем недавно были предприняты определенные шаги, ставящие весь кабинет министров, мягко говоря, в странное положение.
Напомним, что 18 июня Министерство экономического развития и торговли направило в ведомства на согласование очередной вариант программы реформирования электроэнергетики. Визы за редким исключением получить удалось. Однако 20 июня в правительство поступил совсем другой вариант программы, хотя и имеющий такое же название - "Основные направления государственной политики реформирования электроэнергетики РФ". Документы содержат как минимум 8 отличий. Их характер свидетельствует о том, что позиции команды Чубайса остаются по-прежнему очень сильными.
В документе не только сохраняется законодательный запрет на совмещение видов бизнеса в одной компании (против чего выступал президент Владимир Путин), но и создаются условия для дальнейшего усиления вышеупомянутой команды. Так, в новой версии программы фактически предлагается распространить контроль менеджмента РАО "ЕЭС" на новые сети, которые будут построены в России в ближайшие годы. Кроме того, в новой программе содержится пункт о порядке определения критериев выделения магистральных сетевых линий, на базе которых, собственно, и предполагается создать эту Федеральную сетевую компанию. Право определять эти критерии предполагается отдать правительству, тогда как это уже было сделано еще в 1992 году и закреплено в соответствующем указе президента. Учитывая число сторонников Чубайса в кабинете министров, можно догадаться, какие именно линии попадут под контроль ФСК.
Любопытен еще один момент, впрочем, уже зафиксированный в предыдущей версии программы реформирования электроэнергетики. Такие монопольные сферы бизнеса, как Федеральная сетевая компания и Системный оператор, при реструктуризации предполагается сначала выделить в виде 100-процентных дочерних компаний РАО "ЕЭС", а лишь позднее восстановить ту же структуру собственности, которая существует сейчас в РАО (на данный момент - 52% у государства, 48% - у других акционеров). Причем указываемый крайний срок выполнения этого решения по времени практически совпадает с датой очередных президентских выборов - начало 2004 года.