ВЧЕРА глава правительства Михаил Касьянов прибыл во Владивосток и провел там совещание по подготовке к зиме. В совещании участвовали руководители всех регионов Дальнего Востока, так что масштаб обсуждаемых проблем далеко выходил за рамки Приморского края, а некоторые заявления, сделанные Михаилом Касьяновым, выходят и за рамки только дальневосточных.
По словам Касьянова, на Дальнем Востоке "с экономической точки зрения сложилась далеко не благополучная ситуация с поставками угля". Темпы прироста поставок гораздо ниже, чем планировалось. Однако премьер уверен, что сегодня и мазута, и угля в стране достаточно. Проблемы, по его мнению, связаны с завозом и финансированием. Если федеральный бюджет плохо или хорошо, но выполняет обязательства, то, как заметил Касьянов, прозрачность региональных бюджетов оставляет желать лучшего. Между тем долги будут, видимо, погашаться гораздо медленнее, чем этого хотелось бы энергетикам: Михаил Касьянов лишил их главного средства воздействия на должников, он заявил, что отныне за так называемые старые долги РАО "ЕЭС" и другие компании не будут отключать электроэнергию потребителям. Однако все текущие платежи теперь должны на 100% оплачиваться "живыми" деньгами и в срок.
Но самое неожиданное и, как говаривали еще совсем недавно, "судьбоносное" заявление, сделанное Михаилом Касьяновым во Владивостоке, касается не долгов и не прозрачности бюджета. Премьер заявил, что проблемы Приморья связаны прежде всего с организационными неполадками, попросту говоря - с неумением местных властей и энергетических компаний управлять своим хозяйством. Поэтому теперь в Приморском крае будет постоянно находиться один из заместителей федерального министра энергетики для эффективного контроля отрасли.
Приморский топливно-энергетический комплекс минувшей зимой мог пожаловаться на нехватку угля, мазута, денег, наконец. На одно он пожаловаться не мог - на нехватку "нянек". Было ли их, как положено, семеро, не будем подсчитывать. Во всяком случае, вторая половина поговорки подтвердилась полностью. Не спасли Приморье от морозов ни губернатор Евгений Наздратенко, ни его оппонент Анатолий Чубайс, ни Министерство энергетики. Не помог даже - страшно сказать - сам полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. Зима на Дальнем Востоке как наступала каждый год без окружного генерал-губернатора, так и при нем наступит. А угля как не хватало, так и теперь не хватает.
Стратегическое решение, о котором сообщил премьер, может иметь далеко идущие последствия. Чрезвычайные ситуации у нас, к сожалению, едва ли не по всей стране. Так что исход крупных министерских чиновников из белокаменной может принять массовый характер.
Вот уже прямо там, на совещании во Владивостоке, губернатор Магаданской области Валентин Цветков напомнил, что для нормальной жизни Севера надо за летнюю навигацию создавать необходимые запасы топлива и других грузов - это называется "северный завоз". Все в Москве знают, как он называется, но завоз от этого не проводится лучше. Дело непременно затягивается до холодного времени года, когда приходится водить караваны судов с помощью ледоколов, что в 2-3 раза удорожает стоимость продукции, доставляемой в Магаданскую область, на Чукотку и Камчатку. Почему? А потому что не сидит в Магадане на берегу крупный московский чиновник и не всматривается в морскую даль в ожидании каравана.
А почему заместители министра сельского хозяйства не переселяются куда-нибудь в зону рискованного земледелия с целью дальнейшего неуклонного повышения урожайности и всего прочего? Так постепенно и реализовалась бы идея переноса столицы из Москвы куда-нибудь в глубь России: столица распределилась бы равномерно по всем 89 субъектам Федерации с учетом их специализации.
На языке военных решение, о котором сообщил Михаил Касьянов, можно прокомментировать очень просто: если генерала посылают командовать ротой, значит, дело плохо. Значит, не только командир роты оказался никуда не годен, а заменить его некем, но и начальники не лучше, потому что управлять им не в состоянии, и от всей системы управления осталось одно название.
Владивосток-Москва