Российские представители, участвующие в авиасалоне "Paris Air Show-2001", ведут интенсивные переговоры как о торговле вооружениями, так и о перспективных совместных проектах. Тональность обсуждению проблем задал в Париже вице-премьер РФ Илья Клебанов, общение которого с президентом Франции Жаком Шираком происходило на стенде комплекса "Сухой". Однако главной темой обсуждения стала микояновская продукция - новый учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, который создается с участием двух государств и продвигается ими на рынок. Как заявил корреспонденту "НГ" один из членов российской делегации, отечественные специалисты были приятно удивлены тем, насколько детально Ширак осведомлен о ходе выполнения совместной программы.
Президент лоббирует интересы французских фирм СНЕКМА и "Талес Авионикс", которые рассчитывают, соответственно, на 20% и 15% доходов от продажи МиГ-АТ в третьи страны. Москва и Париж в качестве первого клиента видят Индию, которая может закупить 50 самолетов. Илья Клебанов заявил, что МиГ-АТ - это пилотный российско-французский проект в области военной техники, открывающий дорогу новым контрактам. В то же время это сотрудничество в обозримый промежуток времени будет ориентировано на завоевание рынка третьих стран. Совместные проекты создания оружия для своих ВС пока исключены. Так, Илья Клебанов заявил корреспонденту "НГ", что Россия не будет участвовать в консультациях по созданию боевой авиатехники шестого поколения, которые начали все европейские самолетостроительные фирмы.
На переговорах в Париже завершается согласование программы сотрудничества в области гражданской авиации. Разработку соответствующей программы на период до 2010 г. планируется завершить до намеченного на начало июля визита Жака Ширака в Москву. По информации "НГ", в документе найдет свое отражение участие России в программе сверхбольшого аэробуса А380. Его производитель - концерн "Эрбас" подписал на салоне долгосрочный контракт с Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО) о поставках титанового проката для европейских аэробусов. Сумма и условия сделки не сообщаются.
На авиасалоне также подписан контракт на сумму 5 млн. долл., в соответствии с которым корпорация "Фазотрон-НИИР" поставит в Китай партию радаров для истребителей F-8IIM. Среди других достигнутых соглашений - документ, дающий старт совместной работе корпорации "Боинг", суховской и ильюшинской фирм над семейством региональных пассажирских самолетов вместимостью примерно 50 пассажиров. В ходе контактов российских и израильских специалистов достигнуты договоренности о совместной работе над летающими радарами А-50ЭИ. Три такие машины, созданные на базе Ил-76ТД с двигателями ПС-90, будут построены для ВВС Индии.
Группа российских и украинских фирм объявила о начале работ по новому региональному пассажирскому самолету Бе-132МК, который призван заполнить ныне пустующую нишу между Ан-2 и Ан-24. Меморандум об этом подписали Иркутское авиационное производственное объединение (организатор работ и основной инвестор), Таганрогский АНТК им. Г.М. Бериева (разработчик), "Завод им. В.Я. Климова" и "Мотор-Сич" (соответственно, проектировщик и производитель двигателя). Эксперты считают, что машина в максимальной степени отвечает пожеланиям региональных авиакомпаний России и СНГ и будет хорошо продаваться.
Ле Бурже