ВЧЕРА днем в Грозном произошел теракт, аналогичный тем, которые были совершены накануне в Гудермесе, и его свидетелем стал корреспондент "НГ". На Гудермесской улице, в Октябрьском районе, взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль "Волга". Это произошло в 200 метрах от блокпоста, где несет службу мурманский ОМОН. Прапорщик Константин Перминов рассказал, что при прохождении колонны внутренних войск из "Урала", в кузове которого была установлена зенитная установка, вышел солдат, и в этот момент "Волга" взорвалась. Солдат погиб. Тотчас же из развалин пятиэтажки раздались выстрелы. Вступившие в бой военнослужащие вызвали с Ханкалы вертолет огневой поддержки Ми-24, который и заставил боевиков отступить. В результате 50-минутного боя погибли еще двое военнослужащих, трое ранены. Автоматные очереди боевиков, обстреливавших колонну внутренних войск, попадали и в кафе, где в этот момент по возвращении из Ханкалы я находился вместе с офицером комендатуры Ленинского района Грозного. Мы видели, как вертолет Ми-24 в течение 20 минут обстреливал ракетами развалины пятиэтажек.
Незадолго до этого, утром, я пошел в правительство Чечни, у здания которого собрались люди, приехавшие из Гудермеса, где 19 июня у зданий Верховного суда, временного отдела милиции и Гудермесского РОВД прогремели три мощных взрыва. По уточненным данным, погибли три человека, в том числе два милиционера, ранены 37 человек, из которых 27 являются сотрудниками Гудермесского РОВД. Очевидцы терактов рассказали, что первый взрыв прогремел у местного РОВД. Сразу же из здания выбежали милиционеры, но не прошло и двух минут, как раздался второй взрыв. К месту происшествия примчалась карета "скорой помощи" из полевого госпиталя Центра медицины катастроф "Защита". Как только машина подъехала к раненым, прогремел третий взрыв. Все взрывные устройства были заложены в легковых машинах. Четвертая начиненная взрывчаткой машина была расстреляна милиционерами на месте.
Вчера в военный госпиталь Ханкалы на вертолетах доставлены 11 из 13 тяжелораненых в результате серии взрывов в Гудермесе. Врачи опасаются, что список жертв этих терактов может не ограничиться тремя человеками. Прокурор Чечни Виктор Дахнов уверен, что все взрывы были направлены против правоохранительных органов. По его сведениям, за терактами стоит известный террорист Арби Бараев. Вчера же по подозрению в причастности к взрывам задержаны шесть человек, которые уже начали давать показания. У них изъяты видеокассеты с записью этих терактов.
Сотрудники ФСБ и МВД России не сомневаются, что теракты в Гудермесе и Грозном и ночные обстрелы в чеченской столице - звенья одной цепи. А в ночь на среду перестрелки в Грозном были самыми ожесточенными за весь последний месяц. Их невольным свидетелем стал корреспондент "НГ". Нападению подверглось место дислокации чеченского ОМОНа неподалеку от улицы Маяковского, в результате чего был тяжело ранен и скончался в городской больнице # 9 один грозненский омоновец. Как сообщил мне начальник временного отдела милиции Ленинского района майор Михаил Манзюк, за ночь зафиксировано 11 крупных перестрелок почти на всех блокпостах чеченской столицы. Всего в Чечне боевики 32 раза обстреливали позиции федеральных сил, в результате чего есть пострадавшие среди личного состава и мирных жителей. Особенно тяжелый бой в Грозном разгорелся на улице Богдана Хмельницкого, где в течение двух часов ставропольские омоновцы "гасили" огневые точки боевиков на крышах 9-этажных домов. На рассвете, как только стихла перестрелка, корреспондент "НГ" вместе с разведчиками и саперами выехал к 9-му блокпосту, где старший лейтенант Юрий Васильев рассказал, что ставропольские омоновцы практически каждый день и каждую ночь подвергаются обстрелам, но такого сильного двухчасового боя им давно уже не приходилось принимать. По его мнению, 9-этажки, ставшие для боевиков хорошей огневой позицией на перекрестке интенсивного движения легкового транспорта и войсковых колонн, необходимо снести и сжечь вокруг "зеленку", из которой часто "работают" снайперы. Около 10 часов утра в комендатуру Ленинского района Грозного поступило тревожное сообщение с просьбой оказать помощь подорвавшимся на неустановленном взрывном устройстве при инженерной разведке трем саперам 22-й бригады внутренних войск.
***
Взрывы в Гудермесе и Грозном были абсолютно аналогичны тем, которые прогремели в марте этого года в районе Кавказских Минеральных Вод, которые неоднократно происходили в самой Чечне и других регионах Северного Кавказа. Каждый теракт на Юге России, уносящий человеческие жизни, непременно сопровождается заявлениями официальных лиц о том, что "ситуация находится под контролем", а чеченские боевики "не способны на широкомасштабные боевые действия и прибегают к тактике подлых укусов". Однако последствия этих каждодневных "мелких диверсий" в совокупности превосходят результаты самых что ни на есть широкомасштабных боевых действий. Поэтому война в Чечне с каждым днем становится все тяжелее, а российское руководство, с одной стороны, не в состоянии подавить сопротивление боевиков силами своей федеральной группировки, а с другой - так и не приступило к процессу политического урегулирования, о необходимости которого так долго говорится. Ситуация складывается так, что в Чечне может просто не остаться людей, которые выступили бы партнерами и сторонниками Москвы. Не случайно глава администрации республики Ахмат Кадыров, комментируя последние теракты, не преминул напомнить, что до сих пор не установлены имена лиц, совершивших ранее убийства имамов, десятков глав администраций, работников милиции, и никто не понес за это наказания. По его мнению, уверенность в безнаказанности подталкивает бандитов к совершению новых убийств и терактов, а "оголтелая банда преступников подняла руки на лучших сынов Чечни, которые, рискуя собственными жизнями, боролись с уголовным миром". Кадыров заявил Интерфаксу, что организаторы взрывов намеревались запугать чеченский народ, вызвать панику среди гражданского населения и заставить жителей Чечни выехать за ее пределы.