АВИАСАЛОН "Paris Air Show 2001" высвечивает не только весомые достижения российского авиапрома, но его провалы. Никогда раньше такое количество российских самолетов и вертолетов не выставлялось на международном салоне под марками зарубежных компаний и чужими флагами. Причем если раньше иностранцы представляли лишь проекты модернизации российской авиатехники, то ныне речь идет о серийном производстве новых машин и даже о перспективных проектах.
Так, новый учебно-тренировочный самолет итальянской компании "Аэромакки" - М-346 (в Ле Бурже показан его полномасштабный макет) - это почти точная копия российского Як-130. Сотрудничество по этой машине идет давно, но то, что яковлевская фирма полностью лишилась прав на спроектированный в России самолет (точнее, на его планер), стало одной из самых неприятных сенсаций авиасалона.
В ряду неприятных сюрпризов - Ми-24 узбекских ВВС с бортовой аппаратурой французской фирмы "Сажем", израильский вариант Ми-8 и реклама вариантов модернизации российской авиатехники, которые предлагают румынские (МиГ-21 и МиГ-29) и литовские (Ми-8 и Ми-17) фирмы.
Но главный удар по имиджу России - штурмовик Су-25КМ, несущий на крыльях символику Израиля и эмблему компании "Элбит системс". Машина получила новое имя - "Скорпион" и в отличие от прародителя может вести боевые действия днем и ночью. Самолет оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. В кабине - современные многофункциональные индикаторы и нашлемная система целеуказания. Вся электроника машины самолета со стандартами НАТО. Оружие "Скорпиона" - причудливая смесь отечественных и западных ракет и авиабомб, причем среди них - самые современные средства поражения, такие, как ракета Р-73 и в перспективе Х-31.
Су-25 построен на тбилисском авиазаводе, который в советские времена серийно выпускал Су-25. Израильско-грузинское сотрудничество стало реальностью после того, как завершились неудачей многолетние попытки создать работоспособную межгосударственную финансово-промышленную группу (ФПГ) "Штурмовики Сухого". Представители "Элбит системс" пытались установить контакты с "ОКБ Сухого", но руководству знаменитой российской фирмы недосуг было заниматься штурмовиками, как, впрочем, и делегировать полномочия ФПГ. Тогда коммерсанты из Хайфы, выражаясь современным языком, развели бывших партнеров, причем Израиль и Грузия от этого выиграли, а Россия проиграла. Жаловаться некому - тбилисский завод имеет полный комплект документации на Су-25, а вопросы интеллектуальной собственности ни в России, ни тем более в СНГ не урегулированы.
К машине на салоне проявлен большой интерес. О желании закупить "Скорпион" заявляют некоторые африканские государства. Чехия, которая хочет продать 24 своих Су-25, уже рассматривает возможность их модернизации по израильскому варианту. Весьма вероятно, что также поступит Словакия, имеющая на вооружении 12 штурмовиков. Всего в мире эксплуатируется примерно 800 таких машин. Значительная часть из них состоит на вооружении в государствах СНГ - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине.
Корреспонденту "НГ" стала известна сенсационная новость о том, что недавно в Израиль из Эфиопии для прохождения модернизации прибыл истребитель Су-27. Семь подержанных самолетов этого типа, выведенных из состава ВВС РФ и переданных АВПК "Сухой", были проданы Аддис-Абебе в 1998 г. компанией "Промэкспорт". Уже тогда ряд отечественных экспертов по торговле оружием предупреждал о плохой проработке контракта и потенциальной опасности сделки. К их доводам не прислушались, и теперь израильские конструкторы получили в свое распоряжение самолет, составляющий основу ВВС РФ и являющийся главным предметом российского оружейного экспорта.
Ле Бурже