На роль самого сенсационного экспоната открывшегося сегодня в пригороде Парижа авиасалона "Paris Air Show 2001" претендует уникальный российский летательный аппарат "Байкал". Функционально он представляет собой первую ступень ракеты-носителя "Ангара", но одновременно это - своеобразный беспилотный самолет, который, отработав как ракетный ускоритель, возвращается на аэродром, совершает посадку и может быть использован вновь.
Такая схема воплощает новую концепцию многоразовости, существенно отличающуюся от той, что реализована на "Шаттле". Американцы повторно используют орбитальную ступень (космический самолет), который в несколько раз тяжелее, чем полезная нагрузка, выводимая им на орбиту. Недаром стоимость доставленного в космос "Шаттлом" груза, вопреки первоначальным расчетам, оказалась больше, чем при использовании одноразовых ракет-носителей. Другим многократно используемым элементом американской системы планировалось сделать твердотопливные ускорители, однако процесс их приземления, доставки и повторного наполнения топливом весьма сложен и дорог.
Специалисты Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева и НПО "Молния", спроектировавшие "Байкал", сделали многоразовой самую тяжелую и дорогую часть комплекса - первую ступень. Более того, был предложен чрезвычайно экономный и удобный способ ее возвращения на землю. "Байкал" за две минуты разгоняет ракету-носитель до скорости, в шесть раз превышающей звуковую, а затем переходит в самостоятельный полет. Раскрываются крылья, запускаются вспомогательные воздушно-реактивные двигатели, расположенные в носовой части, и ракета превращается в самолет. Он способен выйти в район аэродрома и, выпустив шасси, совершить автоматическую посадку.
Помимо экономических выгод новая концепция многоразовости радикально расширяет возможности космодромов. Известно, что все мировые площадки для запуска космических аппаратов имеют очень узкие разрешенные сектора пусков. Это связано с тем, что отработавшие первые ступени носителей при падении на землю создают угрозу людям и строениям, а также, в некоторых случаях, отравляют окружающую среду токсичными компонентами топлива.
Узость секторов пуска (для российских космодромов, как правило, в северо-восточном направлении) влечет за собой невозможность вывода спутников на некоторые орбиты. "Ангара" с "Байкалом" становится всеазимутальной ракетой и позволяет решить эту проблему. Летно-конструкторские испытания нового изделия планируется начать в 2003 г. на космодроме Плесецк, где идет переоборудование под "Ангару" стартового комплекса, созданного в свое время для ракет-носителей "Зенит".
Создание универсального семейства ракет-носителей "Ангара" - обширная государственная программа, на которую делают основную ставку Космические войска Минобороны РФ и Росавиакосмос.
Отметим, что работы над "Байкалом" шли в обстановке секретности и его изображения до сегодняшнего дня в открытой печати не появлялись. Полноразмерный макет новой ракеты был доставлен в Ле Бурже 4 июня на транспортном самолете Ан-124 авиакомпании "Волга-Днепр". При этом были предприняты все меры для того, чтобы внешний вид "Байкала" не стал достоянием широкой публики.
В Париже российскую промышленность представляет не только "Байкал". На выставку доставили свою продукцию 36 предприятий и объединений нашей страны. Впервые демонстрируется за рубежом пассажирский лайнер Ту-214, который отличается от своего прародителя - Ту-204 - увеличенной дальностью полета. РСК "МиГ" представляет в Ле Бурже предсерийный вариант МиГ-АТ, в создании которого участвуют предприятия Франции. Комсомольский-на-Амуре авиазавод демонстрирует Су-30МКК - многофункциональный истребитель, созданный по заказу КНР и выставлявшийся в ноябре 2000 г. на авиасалоне в Чжухае. Среди новых образцов российской техники следует упомянуть ранее не выставлявшиеся варианты ракеты "Яхонт".
Ожидается, что в ходе салона представители российской промышленности проведут важные переговоры о новых поставках техники за рубеж. Речь, в частности, идет о МиГ-АТ, самолетов Авиакомплекса имени Ильюшина, амфибии Бе-200, построенной на Иркутском авиационном производственном объединении.
Россию ждут в Ле Бурже не только приятные сенсации. Израиль впервые покажет на салоне штурмовик Су-25КМ - модификацию знаменитого российского самолета, разработанную совместно с Тбилисским авиазаводом. Израильтяне опережают нас отнюдь не по техническим решениям - в России еще в 1996 г. построен штурмовик Су-25ТМ, имеющий более высокие характеристики. Однако близорукая политика государства и руководителей "ОКБ Сухого" по отношению к межгосударственной ФПГ "Штурмовики Сухого" привела к потере перспективного сектора рынка вооружений.
Среди главных интриг авиасалона - соперничество США и объединенной Европы и, в частности, корпораций "Боинг" и "Эрбас". Последняя впервые покажет на салоне полноразмерный макет салона сверхбольшого аэробуса А380, открывающего новую эру в пассажирских перевозках. Бой американским конкурентам намерены дать разработчики истребителя "Еврофайтер", ожидается подписание первых контрактов на закупку создаваемого европейского транспортного самолета А400.
Авиавыставка "Paris Air Show 2001" продлится до 24 июня.