По решению генеральной конференции Международной авиационной федерации с 23 июня по 1 июля в Испании пройдут вторые Всемирные воздушные игры. На первых играх сборная России приняла участие в соревнованиях по 22 авиационным видам спорта, став победителем в общекомандном зачете и завоевав 18 золотых, 21 серебряную и 13 бронзовых медалей. На нынешних играх российские спортсмены намерены повторить прежний результат.
Наиболее ожесточенная борьба, как ожидается, развернется в Испании в соревнованиях по высшему пилотажу. В Бургас, где они пройдут, съедутся ведущие пилоты мира. Готовится к схваткам в воздухе и сборная России. Она представит пилотажную программу на спортивных самолетах Су-31М, разработанных в "ОКБ Сухого". В состав российской сборной по высшему пилотажу входят 10 человек, которые будут выступать на трех самолетах.
Как заявил главный тренер сборной Виктор Смолин, основное внимание было уделено не только совершенствованию летной подготовки пилотов, но и материально-технической базе. С этой целью проведена тщательная проверка спортивных самолетов с заменой на них ряда агрегатов и элементов конструкций. Смолин считает, что характеристики Су-31М позволяют рассчитывать российской сборной на самый высокий результат. По его словам, основным конкурентом россиян станет сборная Франции, а также несколько воздушных асов из США и Венгрии.
Отметим, что спортивные самолеты не совсем характерная продукция для "ОКБ Сухого", которое в основном занято разработкой боевых истребителей. Однако необходимость иметь конкурентоспособный на мировом рынке спортивный самолет заставила руководство тогдашнего ДОСААФ в середине 1980-х годов обратиться в "ОКБ Сухого" с просьбой спроектировать спортивно-пилотажную машину для полетов при эксплуатационных перегрузках свыше 12 единиц. К разработке нового самолета привлекли не только штатных конструкторов, но и студентов МАИ. После нескольких лет напряженной работы началось серийное производство спортивно-пилотажных машин Су-26М.
В 1991 году "ОКБ Сухого" приступило к проектированию двухместного спортивного самолета Су-29. Менее года понадобилось для выпуска конструкторской документации и изготовления первой машины. Этому способствовала высокая степень унификации с серийным Су-26, достигавшая 65%. В начале 1992 года 12 первых самолетов Су-29 были проданы в США. Поставки также осуществлялись в страны Европы, ЮАР и Австралию.
Одновременно с созданием Су-29 в "ОКБ Сухого" велась разработка спортивного пилотажного самолета нового поколения, который получил название Су-31, с еще большими возможностями для выполнения акробатических полетов. Его тяговооруженность составила свыше единицы, что позволило выполнять в небе уникальную программу пилотирования. В 1992 году на авиасалоне в Фарнборо Су-31 показал пилотаж, который до этого не был доступен ни одному пилоту спортивных самолетов.
Ожидаемая победа сборной РФ по высшему пилотажу станет дополнительной рекламой спортивным самолетам "ОКБ Сухого", которые в нише спортивной авиации занимают примерно такое же место, как Су-30МК в боевой.