ЗАВЕРШИВШИЙСЯ визит в Москву министра иностранных дел и министра обороны Индии Джасванта Сингха принес хорошие новости для РСК "МИГ". Как считают руководители корпорации, повысились шансы на продажу Дели учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ. Ранее заявлялось, что индийские военные предпочли российской машине британские Хоуки. Однако, как сообщили корреспонденту "НГ" осведомленные источники, после расследований злоупотреблений, допущенных при выборе техники для ВВС Индии, шансы английских машин резко упали.
Со своей стороны, российские конструкторы сделали шаг вперед и продемонстрировали вчера новый (предсерийный) вариант МиГ-АТ. Он впервые в мировой практике создания учебно-тренировочных самолетов оснащен цифровой электродистанционной системой управления. Новшество позволяет при обучении моделировать условия именно той боевой машины, на которой впоследствии будет летать начинающий пилот. Кроме того, существенно повышается безопасность полета. Например, бортовой компьютер, включенный в контур управления МиГ-АТ, ни при каких действиях пилота не позволит самолету сорваться в штопор (для обучения выводу из этого опасного режима систему управления придется заранее перенастроить).
Новый вариант МиГ-АТ также оснащен уникальным катапультным креслом К-93, которое позволяет при аварии спасти летчика во всем диапазоне высот и скоростей, в том числе при нахождении неподвижного самолета не на стоянке. Более того, пилот благополучно приземлится после катапультирования из перевернутого положения на высоте 50 метров. До сегодняшнего дня такие стандарты безопасности были характерны лишь для более тяжелых катапультных кресел боевых самолетов.
Новый вариант МиГ-АТ будет представлен на авиасалоне в Бурже под Парижем, который откроется 16 июня. Выбор места презентации не случаен: в программе создания самолета участвуют французские фирмы и, более того, уже есть договоренности о совместном продвижении МиГ-АТ на рынок.
В сентябре 2001 г. начнутся совместные государственные испытания самолета, в рамках которых предполагается выполнить 370 полетов. После их окончания машина должна получить сертификат, который позволит поставлять ее на экспорт. В то же время решение о принятии МиГ-АТ на вооружение ВВС РФ вряд ли состоится в ближайшие годы - средств на это у военных нет, да и в войсках пока достаточно учебных Л-39. Кроме того, отечественные ВВС не могут закупать самолеты с иностранными двигателями, а РД-1700, который должен заменить ныне установленный на МиГ-АТ французский "Ларзак", будет доведен до серийного производства лет через пять.