ОЧЕРЕДНОЙ теракт в Грозном вновь унес жизнь одного российского военнослужащего. Как это и случается обычно, во время прохождения подразделения федеральных сил в Октябрьском районе города боевики подорвали радиоуправляемый фугас. Еще четверо солдат ранены. В родном для главы администрации Чечни Ахмата Кадырова Центорое в результате обстрелов тяжелое ранение получил один военнослужащий. Всего позиции федеральных сил за сутки обстреливались около 20 раз. В это же время в Аргуне прошел митинг местных жителей с требованием освобождения горожан, задержанных за различные правонарушения. В нем участвовали около 100 человек.
Как уже сообщалось, несколько глав местных администраций Грозненского сельского района заявили о своем намерении уйти в отставку из-за отсутствия каких-либо гарантий их безопасности. Фактическим ответом на это стало заявление прокурора Чечни Виктора Дахнова, который в интервью Интерфаксу сообщил, что в расследовании серии убийств глав сельских администраций, произошедших в республике в последнее время, есть конкретные подозреваемые и задержанные. Кроме того, по его словам, не исключено, что "ряд убийств может быть связан между собой". А заявление глав администраций, подавших в отставку, Дахнов назвал "понятной реакцией напуганных людей". Тем не менее чеченский премьер Станислав Ильясов сообщил, что уже в этом месяце всем местным руководителям будет выдано оружие, а в особо опасных регионах к ним будет приставлена охрана. Глава администрации Ахмат Кадыров прогнозирует массовые отставки госслужащих в Чечне, которых "ежедневно убивают", и "ситуация в этом вопросе осложняется с каждым днем". Он напомнил, что "находят пока только стреляные гильзы, а не преступников и убийц".
Между тем депутат Госдумы РФ от Чечни Асламбек Аслаханов подтвердил намерение сложить с себя депутатские полномочия в случае, если до осени этого года не произойдет улучшение ситуации с правами человека в республике. Он имеет в виду "тотальные нарушения прав человека федеральными войсками", в результате которых Аслаханов "не будет иметь морального права представлять свой народ в российском парламенте". Он выразил мнение, что обстановка в Чечне "была плохой, а стала еще хуже". При этом Аслаханов не исключил возможности своего участия в будущих выборах главы республики.
Другой депутат Госдумы РФ Алексей Арбатов, который вместе со своим коллегой Евгением Зеленовым находился в вертолете, обстрелянном недавно над Ингушетией, командир экипажа которого погиб, также считает, что ситуация в Чечне очень неоднородна в различных ее регионах, но в целом остается "крайне сложной". Арбатов удивлен, что в горных районах гораздо более спокойно, чем в равнинных. Парадокс, по его мнению, состоит в том, что массированное присутствие федеральных силовых структур в Чечне является фактором, подпитывающим негативное отношение местного населения к ним, но их вывод "может обернуться катастрофой". Он признал, что военнослужащие "нередко проявляют жестокость" по отношению к местному населению, и это приводит к "большим жертвам".
Имела продолжение и история, связанная с заявлением командующего СКВО Геннадия Трошева о необходимости публичной казни чеченских боевиков. Комитет Госдумы РФ по международным делам располагает сведениями о том, что это выступление вызвало негативную реакцию в ПАСЕ, представители которой намерены на июньской сессии ассамблеи вновь поднять вопрос о соблюдении прав человека в Чечне. Выяснилось, что некоторые европейские парламентарии трактовали слова Трошева как позицию Минобороны РФ. Известно также, что в Европе недовольны позицией правительства Чечни по вопросу пребывания на территории республики международных неправительственных организаций (МНО). Тем не менее грозненский кабинет министров утвердил временное положение о правилах их пребывания в Чечне, согласно которому руководители принимающих МНО организаций и отдельные граждане будут привлекаться к ответственности "за нарушение административно-правового режима пребывания на территории ЧР". Представители МНО обязаны, кроме паспортов и виз, иметь копии документов, подтверждающие соответствующие международные соглашения и регистрацию в Минюсте РФ, а также разрешение правительства ЧР на право заниматься гуманитарной деятельностью.