Вчера Владимир Путин расставлял приоритеты в сфере автомобилестроения. Рабочая встреча президента с участием представителей правительства и лидеров отрасли затянулось - совещались в два раза дольше запланированного. В результате родилась задача-максимум: к 2006 году российские автомобилисты должны полюбить отечественные авто больше импортных.
Любить отечественное заставляют европейцы. К 2006 году страны Евросоюза предполагают ввести правила, обязывающие утилизировать отслужившие срок автомобили на базе предприятия-изготовителя. Самый выгодный способ "пристроить" отработавший транспорт - продать его тем, кто готов его приобрести. С точки зрения европейцев, автомобиль устаревает через 5-7 лет, с нашей - через 10. В связи с этим президент призвал участников совещания подумать, как уберечь российский рынок от потока устаревшей западной техники, но при этом не закрывать его совсем.
Защищать российский рынок предстоит правительству, которое, по словам вице-премьера Ильи Клебанова, предполагает ввести для устаревших западных автомобилей запретительные таможенные пошлины. Они должны приравнять цену семилетнего европейского автомобиля к новому.
К 2006 году выпуск отечественных легковых автомобилей должен увеличиться как минимум на 300 тысяч. Для этого правительство предполагает реструктурировать задолженности автомобильным предприятиям. Первым на очереди оказался АвтоВАЗ. На вчерашней встрече была достигнута договоренность, что 51% его акций, находящихся в залоге у государства, вернется к предприятию - для повышения инвестиционной привлекательности. При этом первые пять лет налоговые платежи, по словам Клебанова, должны быть минимальными. Вице-премьер оценил эти договоренности как "революционный шаг", а эксперты уже подсчитали, что в этом случае в ближайшие несколько лет бюджет недополучит 1 млрд. рублей.
Еще одним стимулом для российских автопроизводителей должно стать обещание правительства ускорить передачу социальной сферы на баланс муниципалитетов. А это вряд ли порадует разработчиков жилищно-коммунальной реформы, которые рассчитывали, что градообразующие предприятия будут непосредственно включены в готовящиеся преобразования.