ВЧЕРА Межгосударственный авиационный комитет закончил расследование причин авиакатастрофы самолета Як-40, принадлежащего компании "Вологодское авиационное предприятие", которая произошла 9 марта 2000 года. Обстоятельства этой авиакатастрофы долгое время вызывали массу кривотолков, так как в самолете, кроме экипажа, находился известный журналист, президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик и бизнесмен, глава компании "Группа "Альянс" Зия Бажаев.
Расследование Межгосударственного авиационного комитета, которое проводилось больше года, выявило целый ряд нарушений в порядке эксплуатации самолета Як-40, а также в его пилотировании. Как сообщили корреспонденту "НГ" в отделе информационного обеспечения Межгосударственного авиационного комитета, причиной падения самолета стала ошибка экипажа. Это было установлено в результате комплекса наземных и летных исследований самолета, среди которых было проведено и математическое моделирование полета. В расследовании были задействованы специалисты всех профильных научно-исследовательских институтов России, специалисты авиапромышленности России и Украины, Государственная служба гражданской авиации России, специалисты Научно-исследовательского института Минобороны России.
Экспертная группа установила, что "при выполнении взлета самолета все его системы и двигатели были работоспособны", "горюче-смазочные материалы были кондиционны". Во время полета самолет не подвергался воздействию поражающих веществ, взрыва или пожара, а все члены экипажа находились на своих местах. "Все разрушения конструкции произошли в результате столкновения самолета с землей".
Из этого следует, что версия теракта полностью исключается. Кроме того, определено, что внешнее факторы также не могли послужить причиной падения. За восемь минут до Як-40 взлетел "Боинг-767", что не повлияло на прохождение полета. Между тем было установлено, что "при подготовке самолета к вылету 09.03.2000 года после интенсивного наземного обледенения несущие поверхности самолета противообледенительной жидкостью не обрабатывались, что привело к существенному снижению несущих свойств крыла и уменьшению критических углов атаки". "Экипаж принял ошибочное решение использовать нестандартное положение закрылков", они были выпущены на угол 11 градусов вместо положенных 20. По всем этим причинам на высоте 8-10 метров самолет начал падать, во время падения произошел помпаж двигателей, вызвавший резкие хлопки и выброс пламени. Кроме того, проверка технической документации выявила, что срок эксплуатации некоторых комплектующих, которые использовались в конструкции самолета, давно истек. Выполнение полетов в таких случаях не допускается, согласно "действующим руководящим документам".
Как сказала корреспонденту "НГ" сотрудница газеты "Совершенно секретно", ведущая параллельное расследование Таисия Белоусова, "ничего другого мы и не ожидали".