ТЕМЫ, связанные с противоракетной обороной, обсуждаются в последнее время, как правило, в политическом контексте. Гораздо меньше внимания уделяется военной и военно-технической стороне дела, которая на самом деле является определяющей при решении перспективных проблем стратегической стабильности. По какому бы сценарию ни развивались события, Россия будет вынуждена активизировать работы в области ПРО.
Таким образом, научно-технический задел, производственный и кадровый потенциал, а также соответствующая инфраструктура приобретают для военной безопасности России критическое значение.
КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО
Особое место в ряду учреждений и объектов ПРО имеет полигонная база. В отличие от других компонентов системы она зависит не только от финансовых вливаний, но и от сложного комплекса географических, социальных и политических факторов.
Так, весьма сильная в военном отношении Западная Европа не имеет и никогда не будет иметь ракетный и противоракетный полигоны, связанные между собой трассой, - для этого в Старом Свете просто нет места. При этом понятие "трасса" включает в себя не только территорию с безлюдными полями для падения элементов ракет, но и единый комплекс средств наблюдения и измерения, без которых испытания невозможны. Кстати, сама измерительная техника, существующая в единичных экземплярах, на порядок точнее, сложнее и дороже боевых систем.
На сегодняшний день в мире функционируют две такие связки ракетных и противоракетных полигонов:
- Ванденберг (США, Калифорния) - Кваджалейн (Маршалловы острова, находящиеся под опекой США);
- Капустин Яр (РФ) - Сары-Шаган (Казахстан, арендован Россией на 10 лет).
Анализ показывает, что критическим звеном в отечественной связке является Сары-Шаганский полигон, на котором испытывается боевое оснащение баллистических ракет наземного и морского базирования. Он находится на территории соседнего, хотя и дружественного, государства, и перенос его в другое место практически невозможен. Во-первых, это требует непосильных затрат по созданию информационных, стрельбовых и измерительных комплексов. Во-вторых, полигон в Договоре 1972 г. и последующих соглашениях назван единственным местом, где Россия может проводить работы в области противоракетной обороны.
С 1990 по 1997 г. Сары-Шаган почти не финансировался и пришел в упадок. Достаточно сказать, что в середине 90-х годов здесь не функционировали объекты жизнеобеспечения, в том числе котельная, хотя зимой температура в Прибалхашье опускается до минус 40 градусов. Не в лучшем положении находились и военные объекты.
Возрождение началось после переподчинения Сары-Шагана в апреле 1998 г. 4-му Государственному центральному межвидовому полигону (ГЦМП), дислоцированному в Капустином Яру. Маневр средствами и помощь РВСН помогли новому начальнику - генерал-майору Вилору Матлашову - за год восстановить работоспособность объекта и систему его жизнеобеспечения. 2 ноября 1999 г. здесь после многолетнего перерыва выполнен испытательный пуск противоракеты ближнего перехвата системы ПРО Москвы, который позволил продлить ресурс этой техники на несколько лет (см. "НВО" # 44 за 1999 г.). В 1999 г. приступили к формированию Южной трассы, которая с помощью единого комплекса средств замкнет в общий контур Капустин Яр, Байконур и Сары-Шаган ("НВО" # 45 за 1999 г.). В последние годы в Приозерске появились представители промышленности, активизировались работы по ряду тем.
В беседе с корреспондентом "НГ" и "НВО" генерал Матлашов не стал связывать такую активность со стремлением США создать систему ПРО, подчеркнув, что это - политическая проблема. В то же время он заявил, что основная база полигона сохранена и он сможет справиться с любой поставленной задачей.
ЗАБЫТЫЕ
Однако полигон - это не только техника, но и люди. Именно кадровая проблема может стать "узким местом" при попытке России активизировать работы в области ПРО. По существу, сегодня налицо дискриминация российских военнослужащих и их близких, которые трудятся и живут в Приозерске. Причем виновниками такой дискриминации являются отнюдь не власти Казахстана: они, по словам наших военных, понимают проблемы полигона и помогают ему.
Первопричина всех бед Сары-Шагана - его неурегулированный правовой статус.
Полигон для российских гражданских властей как бы не существует. Здесь нет органов социальной защиты, а значит, с 1 января 2000 г. прекращены выплаты детских пособий. В Приозерске отсутствует представительство Пенсионного фонда РФ, и страховые и пенсионные взносы работников полигона уже несколько лет лежат без движения на счетах воинских частей.
В городе нет гражданских мед-учреждений. Результат: жена или ребенок контрактника должны сами оплачивать свое лечение. Конечно, руководство полигона порой идет на нарушения, решает эту проблему, но не конца. Так, кормить жену российского солдата-контрактника в госпитале можно только за счет сокращения выплат пайковых ее мужу.
Достигшим шестнадцати лет россиянам очень трудно получить документ о гражданстве. МВД России, несмотря на многочисленные обращения военных, отказывается открыть в городе паспортный стол. Ближайшее такое учреждение находится на Байконуре, однако, по решению Москвы, жители Приозерска для получения паспортов должны ехать в... Волгоград или в Оренбург. Получившие паспорт обязаны встать на консульский учет в Алма-Ате. И если для военных такие дорогостоящие переезды в принципе доступны, то гражданские их совершать не могут.
Вообще транспортная проблема - главная головная боль для всех жителей городка. Российская военная авиация задолжала Казахстану огромные средства и почти прекратила полеты в Приозерск. Билеты на поезд взять крайне трудно, особенно в летний период. Руководство полигона видит выход в предоставлении ему права заказывать казахские чартерные авиарейсы, что является самым дешевым (140 долл. США с человека) вариантом сообщения с Родиной. Однако таких полномочий у генерала Матлашова нет.
Уже в ближайшие месяцы ему придется решать, что делать с выпускниками школ, которые хотят учиться в России (в принадлежащей Минобороны РФ школе учатся 925 детей).
На Сары-Шаган не распространяются (в отличие от Байконура) льготы, предусмотренные постановлением правительства РФ от 1 октября 1994 г. Оклады военных на 10-м ГИП не отличаются от тех, что платят на территории России. Льготная выслуга исчисляется из расчета год за полтора, а не за два, как на близлежащем космодроме.
Конечно, в Приозерске никто не умирает от голода. Но решение повседневных социальных проблем отвлекает ресурсы от боевой работы, заставляет идти на нарушения многочисленных инструкций и положений, отравляет жизнь людей.
Однако всему бывает предел. Если Отечество в очередной раз забудет про тех, кто защищает его интересы, социальные проблемы полигона способны превратиться в политические проблемы государства.
Сары-Шаган-Капустин Яр-Москва