В конце прошлой недели в Осло с рабочим визитом побывал Евгений Наздратенко в качестве председателя Госкомитета по рыболовству. Этой поездке предшествовали дипломатические демарши в направлении Осло со стороны Москвы. Как подчеркнул председатель Госкомитета в разговоре с "НГ", "Россия - не какая-нибудь там собачка, которая позволит вести себя на поводке. Я - националист и готов где угодно и любыми средствами защищать интересы России".
Официально поездка носит ознакомительный характер и, согласно установке и задумке хозяев, не должна была афишироваться широко. Однако за столом норвежского рыбного министерства (экспорт рыбы в сыром и переработанном виде занимает 2-е место во внешнем товарообороте) шел серьезный и жесткий разговор. На сегодняшний день в Баренцевом море сложилась сложная ситуация вокруг так называемой проблемы рыбоохранной зоны архипелага Свальбард (Шпицберген является самым большим и обитаемым его островом). В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке объявила о введении 200-мильного пояса вокруг архипелага. До сих пор это нововведение Осло признали лишь Канада и Финляндия. Проводя около 20 лет весьма осторожную политику в отношении контроля иностранных рыболовецких судов, промышляющих в самостийно провозглашенной "рыбоохранной зоне" Баренцева моря, норвежские власти резко изменили курс в последнее время, ужесточив контроль за выловом рыбы в регионе. Капитаны судов, невзирая на страну приписки, отныне обязаны отчитываться перед береговой охраной Норвегии об объемах улова, а траулеры подвергаться регулярной инспекции со стороны военных.
Беспрецедентный случай произошел с российским судном "Чернигов" 18 апреля в районе Шпицбергена. Российский траулер был взят в связи с подозрением о нарушениях условий рыбной ловли в этих водах на абордаж и доставлен под конвоем в норвежский порт Тромсе. Российский МИД заявил в связи с этим официальный протест Осло, подчеркнув, что задержание судна было совершено в международных водах. Норвежцы продолжают настаивать на том, что речь идет сугубо о национальной водной территории их страны.
"Если подобный инцидент повторится, то Россия примет адекватные меры", - заявил Евгений Наздратенко в разговоре с "НГ". - "Я не хочу жареной ситуации. Рыба - для народа, и надо всем мирно договариваться. Принять решение об открытии огня - это тяжело. В 1993 году я пережил немало. Тогда погибло много людей", - поделился председатель госкомитета воспоминаниями о своем "губернаторском" периоде на Дальнем Востоке. "Если кому-то захочется поиграть мускулами, то мы дадим достойный ответ. Но я надеюсь, что конфликт с "Черниговым" исчерпан и мы продолжим наше сотрудничество с норвежцами", - подытожил он.
Эта тема, несомненно, будет обсуждаться во время июньского визита в Москву норвежского премьера Енса Столтенберга. А тем временем, по сообщению местной прессы, российские военные корабли летом будут дежурить в районе Шпицбергена. Раньше подобных случаев не отмечалось. Видимо, военные не ожидают от дипломатов скорых результатов.
Осло