Опасность затопления столицы Якутии миновала. Ледяные торосы благополучно прошли ниже по течению Лены, не образовав заторов, и четвертая ленская волна на тысячекилометровом пути до Якутска погасла. Однако от Ленска надвигается гигантское нефтяное пятно, которое может серьезно повлиять на экологическую обстановку. По самым скромным подсчетам специалистов, из разрушенных наводнением резервуаров ГСМ города Ленска и некоторых других населенных пунктов вытекло в реку более 12 000 тонн бензина и мазута. "В обычной ситуации на воде выставляются сдерживающие боны, - пояснил заместитель главы федерального департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Игорь Веселов, - но в данном случае вся река покрыта двигающимися огромными льдинами, которые снесут не только боны, но и любые заградительные элементы". Поэтому в Якутске на момент подхода нефтяного пятна решено прекратить водозабор в системы города. Это единственный путь. Далее, когда ГСМ попадут в океан, возможно будут приняты необходимые меры по их сбору. Иначе животному миру северных морей будет нанесен непоправимый вред.
Практически на всей территории республики вечной мерзлоты паводковая обстановка нормализовалась, как отметил заместитель председателя правительства Якутии Эрнст Березкин. Он же пояснил, что за время наводнения не было ни одного случая мародерства, благодаря слаженным действиям местной милиции. Кстати, по его словам в течение 10 лет на реках Лена, Алдан, Колыма, Индигирка не проводились мероприятия по очистке. Это 22 тысячи километров водных путей, осилить которые в состоянии лишь федеральные службы. Ученые подсчитали, что на первоочередные меры по предупреждению наводнений необходимо 407 млн. рублей, выделено же было немногим более ста миллионов.
Сотрудники МЧС готовились к майскому паводку задолго до его начала. Они обратились к правительству с просьбой открыть кредитную линию в 80 млн. рублей для закупки и своевременного завоза на место 30 тонн взрывчатки, вертолетного топлива и других материалов. МЧС договорилось с Министерством обороны о выделении самолетов для бомбометания еще зимой, когда в Якутии стояли 60-градусные морозы. Именно эти морозы и последующие обильные проливные дожди дали аномальное сочетание природных условий, из-за которых и возникла критическая ситуация, по мнению Игоря Веселова. При обследовании реки Лена были обнаружены свеженамытые острова, которые и задерживали нормальный ледосплав. Основной восьмидесятикилометровый "поезд торосов" уперся в такой новейший остров Батамай недалеко от Якутска. Еще зимой река промерзла на толщину до 2,4 метра. В некоторых местах ледовая толща примерзла к грунту и не двигалась с места. Во многом ситуацию усугубили дожди и туманы, которые осложняли действия авиации.
По мнению первого заместителя постоянного представителя Якутии при президенте РФ Семена Протодьяконова, не нужно быть шаманом, чтобы предсказать нынешнее наводнение. Его ждали. Именно поэтому руководство республики готовилось к встрече паводка всеми доступными силами и, необходимо отметить, что этот природный катаклизм был достойно встречен с минимальными потерями. Было четко эвакуировано более 50 000 человек, которые зачастую не хотели покидать крыши и чердаки своих домов. Из четырехсоттысячного населения территории, затронутой наводнением, погибло только шесть человек, еще двое пропали без вести.
Теперь республике предстоит практически заново отстраивать Ленск, десяток других городков и поселков, восстанавливать Якутск. Введен режим экономии. Отменены все национальные праздники и соревнования. Чиновники перестанут ездить за рубеж за государственный счет. Предстоит аврал длиной в четыре месяца - до первых холодов все пострадавшие, а их 51 364 человека, должны получить надежную крышу над головой. Дети снова пойдут в школы и детсады, отремонтированные и вновь построенные. Взрослые вернутся к привычному образу жизни, к нормальной работе. И хотя ущерб действительно огромен, только сельское хозяйство потеряло 3 млрд. рублей (по оценке вице-премьера Якутии Эрнста Березкина), правительство республики с оптимизмом смотрит в будущее.