СТОЛИЦА Приволжского федерального округа превратилась в большую деревню. Нижний Новгород заполонили автобусы Павловского автомобильного завода - маленькие юркие "ПАЗики" отвозят доярок на ферму. Сегодня же на этих "сельских" автобусах-маршрутках ездит основная масса пассажиров полуторамиллионного города. Бесплатный проезд в маршрутных такси запрещен, поэтому 67 категорий льготников, чьи права гарантированы федеральным законодательством, вынуждены либо платить за проезд "как все", либо ходить пешком: социально-общественного автотранспорта в Нижегородской области практически не осталось.
Виноваты во всем федеральные законы. Вернее - их неисполнение. За всех своих льготников государство не может или не хочет ответить, перекладывая свои проблемы на региональные власти. Например, в Нижегородской области сегодня дотируется государством лишь бесплатный проезд ветеранов и инвалидов войны. Все остальные льготники являются, по сути, заложниками собственных ведомств. С вступлением в силу с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса за транспортные дотации отвечает не абстрактное государство, а конкретные министерства и ведомства - МВД, Минобороны, МНС и т.д. Однако расплатиться с регионами по так называемым федеральным мандатам спешат далеко не все госструктуры, а потому льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте чаще всего оказываются сугубо виртуальными.
На сегодняшний день руководство области вроде бы дозрело для того, чтобы передать в муниципальную собственность все свои транспортные предприятия, перестав быть бельмом в глазу у транспортников всей России. Однако вполне вероятным вариантом такого развития событий может стать ухудшение ситуации с общественным транспортом в Нижегородской области. Дело в том, что городские бюджеты сегодня ничуть не полнее областного, а почти все субъекты Федерации передали свой транспорт муниципалитетам еще до оскуднения местной казны. То есть автобусный парк худо-бедно в стране сохранен, а вот в Нижнем...
В Нижегородской области ситуацию спасает только вездесущие маршрутки Павловского автобусного завода, выпущенные еще в советские времена. Только ездят на таких теперь не только доярки на ферму.
Нижний Новгород