В ОДНОМ из боев самолет Алексея Маресьева сбивают, он выбрасывается с парашютом и 18 суток, раненный в ноги, выползает к своим. Ему удается достичь цели. Однако ампутация обеих ног, казалось бы, ставит крест на карьере летчика, но Маресьев добивается возвращения в боевую авиацию и... сбивает еще семь самолетов противника.
Не менее известен в Великобритании, да и вообще в англоязычном мире, Бэйдер Стюарт. Без двух ног он в составе Королевских военно-воздушных сил одерживает 20 воздушных побед над летчиками Люфтваффе. С одним глазом сжигал в боях американские "Сверхкрепости" японский лейтенант Сабуро Сакаи.
ПОБЕДЫ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
В том бою над демянским плацдармом летчику 580-го истребительного авиационного полка лейтенанту Алексею Маресьеву не повезло. 4 апреля 1942 г. стал роковым днем. Вынырнул откуда-то "мессер", пулеметная очередь, и Як-1 стремительно идет вниз. Пилот стремится посадить истребитель. Деревья несколько смягчают удар о землю. Выброшенный из машины, летчик падает в сугроб и теряет сознание. Спустя некоторое время леденящий холод заставил очнуться. Кругом - лес, застывший от мороза, и полное безлюдье. Алексей понимает, что находится в тылу врага. Первая же попытка встать на ноги заставляет вскрикнуть от боли: ступни обеих ног разбиты при падении. Что делать?
После недолгих раздумий Маресьев все же решает пробираться на восток, к линии фронта, к своим. Он медленно ползет по лесным дорогам, питается молодой сосновой корой. Дает знать начавшаяся гангрена, но еще тверже у летчика мысль - не сдаваться! И вот силы почти иссякли, он стал перекатываться со спины на живот и снова на спину. На восемнадцатые сутки его находят жители села Плавни Валдайского района.
В подмосковном госпитале врачи выносят приговор: гангрена и ради спасения жизни нужно ампутировать обе ноги. Перед Маресьевым встает пугающий вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика? Потерять мечту жизни? Пережить черную минуту помогают лежавшие в палате фронтовики. Летчик освоил протезы (даже танцевал) и заново учился летать.
Старший лейтенант Алексей Маресьев прибывает на фронт в июне 1943 г. Первый боевой вылет состоялся 6 июля - на второй день Курской битвы. Шестерка Ла-5 получает задание встретить немецкие бомбардировщики. В этом бою Алексей открывает новый счет воздушным победам - ровно через 15 месяцев после того, как потерял обе ноги. Три самолета противника сбил отважный летчик во время боев на Курской дуге. 8 августа 1943 г. он удостаивается звания Героя Советского Союза. Всего на счету российского аса 87 боевых вылетов и 11 воздушных побед.
ПОБЕДЫ БЕЗНОГОГО БЭЙДЕРА
Дуглас Роберт Стюарт Бэйдер после окончания школы королевских военно-воздушных сил в 1930 г. направляется в 23-ю эскадрилью - в Кенли. Там Дуглас вырастает до мастера высшего пилотажа. Он с успехом крутит "бочки", причем и на высоте 15 метров. Лихачество приводит к катастрофе. 14 декабря 1931 г. его "Бристоль-105" при очередном выполнении "бочки" задевает левым крылом землю. Пилота извлекают из груды дерева и металла потерявшим сознание.
Бэйдер получает тяжелейшие травмы, ему ампутируют обе ноги - одну выше, а другую ниже колена. Врачи считают, что он не выживет. Однако проходит время, и офицер принимает решение - вновь вернуться в небо. Вскоре он уже водит автомобиль, танцует на вечеринках. А июле 1932 г. совершает первый неофициальный полет на двухместном "Авро-504". Вместе с ним в кабине сидел его друг и от взлета до посадки контролировал полет. Следуют новые полеты. Бэйдер находит понимание у специалистов из Центральной школы пилотажа, получает добро на полеты. Но последнее слово - за врачами. Они запрещают безногому летчику подниматься в воздух. В 1933 г. Дугласа Бэйдера увольняют из Королевских ВВС, назначив пенсию по инвалидности.
В октябре 1939 г. он подает рапорт с просьбой зачислить его в Королевские ВВС. Ему идут навстречу. Он воюет на "Спитфайре" и принимает участие в "Битве за Англию". Бэйдер записывает на свой счет 11 сбитых самолетов противника. Его карьера в должности летчика-истребителя завершилась 9 августа 1941 г. В тот день подполковник Бэйдер в одиночку вступает в бой с шестью немецкими Ме-109. Сбивает два истребителя, но загорается и его машина. Он покидает ее на парашюте. Стюарт попадает в плен, и даже пилоты Люфтваффе относятся к нему с уважением.
Дуглас Роберт Стюарт Бэйдер за время войны уничтожил 20 самолетов Люфтваффе лично и 4 в группе, а еще 18 повредил. Это одиннадцатый результат среди пилотов Королевских ВВС.
ПРИШЕЛЕЦ С ГУАДАЛКАНАЛА
Сабуро Сакаи - один из лучших асов Страны восходящего солнца, на счету которого 64 воздушные победы. Летчик вступал в воздушные поединки на заключительном этапе Второй мировой войны, имея только один глаз! Фантастический пример мужества - ведь зрение является важнейшим элементом для летчика-истребителя в боевых условиях.
Боевое крещение пилот получает 8 декабря 1941 г. на Филиппинах. Одна из его первых побед во Второй мировой войне, утверждают японские источники, - уничтожение бомбардировщика В-17, который пилотировал воздушный герой США Колен Кельи. В феврале 1942 г. сражается в небе Явы, а затем служит в Новой Гвинее. В августе того же года в жесточайшей схватке над островом Гуадалканал получает тяжелое ранение из пулемета, расположенного в хвостовой части американского "Авенджера". Сакаи ранен в голову, теряет зрение на один глаз, однако дотягивает до своей базы на поврежденном самолете. Он возвращается в Рабаул почти ослепшим и частично парализованным. Пилот пробыл в воздухе на небольшом одноместном истребителе "Мицубиси А6М "Зеро" почти 9 часов, включая время боя, в котором он сбил четыре вражеских самолета, доведя свой общий счет до 60 вражеских самолетов.
Летом 1944 г. одноглазый пилот сбивает два американских самолета. Весной 1945 г. он одерживает еще две воздушные победы, доведя свой общий счет сбитых самолетов до 64.
(Полностью статья Анатолия Докучаева будет опубликована в одном из ближайших номеров "НВО".)