ЗАЯВЛЕНИЕ экс-премьера Японии Иосиро Мори, сделанное в программе телекомпании "Тэрэби Асахи", о том, что во время его премьерства Москва и Токио в принципе согласились провести раздельные консультации об условиях передачи части Южных Курил - островов Шикотан и Хабомаи, а также о судьбе двух других островов этой группы, Кунашира и Итурупа, вызвало всплеск эмоций как в Стране восходящего солнца, так и в России. Мори заявил, что такая договоренность была в широком плане достигнута во время двустороннего саммита в Иркутске в марте этого года и более конкретно оформлена в ходе визита в Москву директора департамента Европы японского МИДа Кадзухико Того в апреле.
Поскольку, добавил отставной политик, возможная передача Шикотана и Хабомаи сопряжена с необходимостью решения различных "дополнительных вопросов", консультации по поводу этих территорий будут проходить не только на уровне МИДа двух стран, а с привлечением специалистов в других областях.
На самом деле во время саммита Путин-Мори было сделано заранее заготовленное "Иркутское заявление", суть которого - реанимация совместной декларации СССР и Японии 1956 года (см. "НГ" # 53 от 27.03.2001). В ней зафиксирована готовность передать Токио после подписания мирного договора остров Шикотан и необитаемую гряду Хабомаи. Что касается островов Кунашира и Итурупа, то по ним предполагалось вести переговоры. Эта декларация была охарактеризована обеими сторонами, как "базовый юридический документ, послуживший началом процессу переговоров о заключении мирного договора". Дело в том, что еще несколько лет назад Токио вообще отказывался говорить об этой декларации, то есть о возможности раздельной передачи Курильских островов.
После саммита в Иркутске, как это уже часто случалось во время российско-японских встреч, стороны вернулись домой, трактуя прошедшие переговоры каждая по-своему. Как заметил в Иркутске Владимир Путин, для "единообразия понимания" декларации 1956 года нужна "работа экспертов двух стран". Но совершенно точно, что согласия вести некие раздельные консультации по условиям передачи Малой Курильской гряды и о судьбе островов Кунашир и Итуруп в Иркутске зафиксировано не было.
Преемник Мори на посту премьера Дзюнъитиро Коидзуми также опроверг своего предшественника, заявив, что "считает невозможным отказываться от традиционного подхода Токио, который состоит в требовании передачи Японии одновременно всех четырех островов "северных территорий".
Итак, сенсации не получилось. Мори известен в Японии как любитель делать странные заявления не только по внешней, но и внутренней политике, за что, в частности, быстро утратил свой авторитет и лишился премьерского кресла.
Касаясь его заявления, МИД РФ корректно отметил, что в "российской дипломатической практике не принято публично комментировать содержание доверительных бесед на высшем уровне".
Переговоры между Москвой и Токио по поводу передачи Курил дело долгое. Разбираться в тонкостях и противоречивых трактовках ранее подписанных заявлений и деклараций хватит на жизнь нескольких поколений. Как отмечают в МИД РФ, соответствующие консультации будут проведены в надлежащее время. Сейчас, как сообщили "НГ" источники в Кремле, "никаких переговоров о раздельной передаче Курильских островов Японии не велось и не ведется". Что касается сообщений японских информационных агентств, ссылающихся на Мори, то источники в Кремле охарактеризовали их "как попытку выдать желаемое за действительное". А заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков, комментируя ИТАР-ТАСС заявление Мори, отметил, что "в России с интересом наблюдают за проходящей в Японии дискуссией по этой проблематике и отмечают, что существуют различные мнения по этому вопросу".
Зачем Мори понадобилось делать такое "громкое" заявление, никто не берется сказать. Некоторые аналитики связывают это с внутренней ситуацией в Японии, другие привязывают к визиту в Москву японской делегации, которая привезла личное послание премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми президенту России Владимиру Путину.
Документ доставил в Москву глава японской Ассоциации депутатов за дружбу с Россией бывший министр и действующий член парламента Хироси Мицудзука. В нем Коидзуми выражает надежду на скорейшую встречу с президентом России и на дальнейшее развитие двусторонних отношений в различных областях, в том числе и на скорейшее подписание мирного договора "на основе решения вопроса о принадлежности" всех Южных Курил. С Мицудзука министр иностранных дел РФ Игорь Иванов встретится сегодня. В Москве также надеются, что российско-японский диалог, и не только по теме Курил, будет продолжен. Результативным же он сможет стать, если будет вестись "в спокойном, конструктивном ключе, в обстановке широкого поступательного развития двусторонних отношений в целом".