ВЧЕРА в Кремле, российском МИДе и Минобороны РФ впервые после обнародования президентом Бушем противоракетной стратегии США состоялись двусторонние российско-американские консультации по ПРО. США представляли заместитель министра обороны Пол Вулфовиц, заместитель советника президента США по национальной безопасности Стив Хэдли, а также группа военных и гражданских экспертов.
С российской стороны на консультациях присутствовали директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Юрий Капралов, а также ряд военных экспертов и дипломаты. Как сообщили военные источники, стороны в процессе переговоров не нашли соответствующего взаимопонимания. После встречи в МИДе переговоры были продолжены в Генштабе и Кремле. Представители США встретились с помощником президента по вопросам стратегической стабильности Игорем Сергеевым и начальником Генштаба ВС России Анатолием Квашниным.
Как заявили военные источники, попытки США на российско-американских переговорах увязать изменения Договора по ПРО с якобы изменившейся ситуацией в мире не нашли понимания в Москве. После переговоров американской делегации с начальником Генштаба ВС РФ высокопоставленный представитель Минобороны РФ заявил, что проведенный всесторонний анализ российскими военными экспертами показывает, что реальной угрозы, из-за которой якобы США хотят усилить свою ПРО, не существует, так как дальность имеющихся у Северной Кореи, Ирана и Ирака на вооружении ракет не превышает 5 тыс. км, и противоракетные программы США угрожают в первую очередь России и Китаю.
Впрочем, стороны отметили заинтересованность в проведении дальнейших переговоров по проблематике ПРО. Как сообщил директор Департамента информации и печати МИД РФ Александр Яковенко после окончания встречи российских и американских экспертов во внешнеполитическом ведомстве, консультации РФ и США по проблемам противоракетной обороны будут продолжены. В этой связи на 18 мая намечена встреча глав внешнеполитических ведомств России и США Игоря Иванова и Колина Пауэлла. При этом американцы не исключают, что консультации по ПРО могут выйти и на уровень президентов двух стран.
***
ВО ВРЕМЯ своего визита в датскую столицу в середине недели заместитель госсекретаря Марк Гроссман пытался заверить своих хозяев в том, что союзники американцев по Североатлантическому альянсу также получат выгоду от создания системы национальной противоракетной обороны и будут надежно защищены ею. Посещение Копенгагена третьим по рангу чиновником госдепа США - одно из звеньев в так называемой дорожной стратегии очарования в отношении руководства стран Старого континента, в чьей прямой или косвенной поддержке Вашингтон так или иначе нуждается. Датчане посчитали тем не менее, что такой визит должен проходить на уровне экспертов, а не политиков. Этим, возможно, и объясняется тот факт, что встреча Гроссмана с главой дипломатического ведомства Дании Могенсом Люккетофтом не была предусмотрена.
Копенгагену отводится одна из центральных ролей в планах Вашингтона по использованию иностранных территорий при выстраивании системы НПРО. Речь идет о крупнейшем в мире острове Гренландия, на котором уже многие десятки лет располагается стратегически важная американская авиабаза Туле. Администрация острова пользуется привилегиями с трудом добытой автономии при принятии решения о внутреннем развитии, но не имеет права самостоятельно заниматься внешней политикой. Эту функцию по-прежнему исполняет дипломатическое ведомство в отдаленной датской столице. Население острова уже давно выражает недовольство американской авиабазой. В свое время коренное население было вынуждено покинуть обжитые места и переселиться в малоподходящие для традиционных промыслов районы. По сути, их изгнали силой для сооружения базы, на которой, как выяснилось впоследствии, хранилось ядерное оружие. Нынче американцы вынашивают план о монтаже мощной многофункциональной радиолокационной станции, которой отводится роль связующего звена в НПРО. Население острова, в свою очередь, требует от властей в Копенгагене не идти на уговоры Вашингтона. По Договору от 1951 года между США и Данией американцы, однако, вольны распоряжаться территорией базы по своему усмотрению, не советуясь с Копенгагеном.
Датчане, впрочем, как и другие союзники по НАТО (за исключением критически настроенных строптивых французов), все еще не высказали своего конкретного мнения в отношении противоракетной стратегии Вашингтона. США, в свою очередь, проявили "благородство", торжественно заявив, что они не откажутся в одностороннем порядке от Договора ПРО от 1972 года.
Хотя объезд заокеанскими посланниками европейских столиц важных стратегических партнеров и был тщательно спланирован, видимых результатов до сих пор он не принес. Создается впечатление, что союзники, да и сами генералы в Пентагоне не имеют до сих пор четкого представления, о какой технической концепции идет речь и какая система будет выстраиваться. Например, планируют ли американцы создавать ее полностью на суше или на воде. Предположительно существует 10-12 моделей концепции, подлежащих к рассмотрению. Но практических испытаний проводилось мало в связи с тем, что такие действия противоречат духу и содержанию Договору по ПРО от 1972 года. Специалисты склоняются к тому, что в конечном итоге Вашингтон определится за смешанную концепцию, при которой базирующиеся на воде системы будут перехватывать ракеты "террористических" государств в начальной фазе их запуска, а расположенные на земле комплексы вступят в действие на более поздней стадии полета.
Копенгаген