Деннис Тито - равный среди космонавтов.
Подходит к концу первый в истории космонавтики полет "космического туриста" американца Денниса Тито. Если оставшиеся два дня его пребывания на орбите пройдут так же хорошо, как и первые семь, то можно будет с уверенностью сказать, что российский эксперимент по коммерческому использованию Международной космической станции (МКС) закончился успешно.
Увы, столь оптимистичный вывод можно сделать лишь в отношении самого полета, но не его политических последствий, которые могут во многом затмить непосредственные результаты миссии Тито. США - главный партнер России по МКС - выразили крайнее недовольство визитом своего соотечественника на станцию.
Еще в феврале этого года Шервуд Болерт, новый председатель комитета по науке палаты представителей конгресса США (данный комитет осуществляет надзор за деятельностью американского аэрокосмического агентства НАСА), в своем первом публичном выступлении заявил, что не испытывает "избытка энтузиазма по поводу нашего друга, который заплатил 20 миллионов долларов, чтобы слетать в космос". "Не думаю, что мы готовы к этому", - подчеркнул республиканец Болерт.
Мнение Болерта несколько позже разделил Ральф Холл, ведущий представитель демократического меньшинства в том же комитете. "Я не могу оправдать тот риск, которому подвергнет частное лицо космическую станцию, обошедшуюся налогоплательщикам в десятки миллиардов долларов, лишь ради удовлетворения своего личного желания слетать в космос, - заявил Холл. - Сборка станции - не время для развлечений, а период в эксплуатации комплекса, когда его могут посещать лишь подготовленные астронавты". С точки зрения Холла, полет Тито представляет собой "серьезное нарушение в использовании ресурсов станции".
По мере приближения старта Тито тон американских законодателей крепчал. "Россия продемонстрировала в лучшем случае посредственную способность выполнять свои обязательства перед остальными участниками программы МКС, - отметил в середине апреля член палаты представителей республиканец Дэйв Велдон. - Временно добавляя в состав экипажа человека, не желаемого ими, Россия вновь проявляет себя неважным партнером. Вероятно, НАСА уступит нажиму России (послать на станцию Тито. - Ю.К.), но не оттого, что одобряет этот полет, а лишь потому, что не может его предотвратить".
Однако наиболее жесткое заявление с "Капитолийского холма" последовало непосредственно перед стартом Тито. 25 апреля Кристофер Бонд, председатель сенатского подкомитета по ассигнованиям, который участвует в формировании бюджета НАСА, обрушился с резкой критикой на руководителя данного ведомства Даниэля Голдина. В своем официальном заявлении, по тону напоминающем речь британского премьера Черчилля в Фултоне, положившую начало холодной войне, Бонд назвал решение НАСА согласиться с полетом Тито "капитуляцией".
По мнению Бонда, данный полет не только "еще больше подрывает уже пошатнувшийся авторитет программы МКС", "унижает МКС как лабораторию мирового класса" и "подвергает жизнь экипажа станции неоправданному риску", но он также "вызывает серьезную озабоченность способностью России быть партнером по программе МКС". Действия России, отправившей Тито в космос, Бонд назвал организацией "аттракциона для богатых туристов", который "нанес оскорбление всем американцам".
Бонд поручил НАСА предоставить ему краткое изложение обязанностей каждого из партнеров по станции и вновь напомнил агентству, что оно несет главную ответственность за обеспечение безопасности полета комплекса.
Очевидно, что российско-американское партнерство в рамках программы МКС переживает сильнейший кризис за всю свою восьмилетнюю историю. Реакция "Капитолийского холма" на полет Тито свидетельствует, что США скорее примирятся с дополнительными расходами на строительство МКС, так или иначе связанными с задержкой сооружения российских элементов станции, чем с умалением руководящей роли Соединенных Штатов в рамках проекта комплекса. Напомним, что данная роль зафиксирована в ключевых документах, регламентирующих строительство и эксплуатацию станции, подписанных в 1998 году, в том числе и Россией.
Россия ни экономически, ни политически не готова к тому, чтобы выйти из программы МКС, которая в настоящее время дает нашей стране единственную возможность поддержания опыта пилотируемых полетов. Это означает, что наша страна и впредь будет вынуждена заниматься "космическим туризмом", чтобы финансово обеспечить свое участие в данной программе. Отсюда наиболее целесообразным представляется следующий вариант действий. С одной стороны, необходимо уделять больше внимания дипломатической подготовке каждого последующего "туристического" визита на станцию. Американские политики и руководители НАСА неоднократно давали понять, что одной из главных причин непринятия ими полета Тито является недостаточное предварительное обсуждение с ними Россией данного полета.
С другой стороны, вероятно, имеет смысл сократить продолжительность пребывания "туристов" на станции и ограничить его минимально необходимым промежутком времени, нужным для замены отработавшего свой орбитальный ресурс "Союза" другим.