ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР, министр финансов Алексей Кудрин, прибывший вчера на традиционную весеннюю сессию руководящих органов МВФ и Всемирного банка в Вашингтон, взял на себя весьма ответственную функцию. Речь идет - ни много ни мало - о кардинальном изменении статуса нашей страны на международной арене. "Россия приехала сегодня в новом качестве. Мы сейчас не берем кредиты, мы их возвращаем", - заявил он. Правда, надо заметить, что сказать о новом качестве - это одно, а реально ему соответствовать - другое. Тем более что даже, по словам самого Кудрина, Москве еще только предстоит вместе с МВФ определить реальное финансовое положение России в 2002-2003 годах. Кстати, именно на конец этого периода придется пик выплат внешней задолженности страны.
Хотя в принципе у Алексея Кудрина были основания делать столь громкое заявление. Вчера же глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что, по уточненным данным, ВВП в России увеличился в 2000 году не на 7,7%, а на 8,3% по сравнению с 1999 годом, что позволило нашей стране войти в первую десятку стран по росту ВВП.
Кроме того, позицию министра финансов в некоторой степени укрепляют неоднократные заявления России последовательно проводить все реформы, являющиеся знаковыми для инвесторов и кредиторов. В их числе налоговая реформа, изменение банковского сектора, переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности, принятие блока законов по реформированию монополий, принятие Земельного кодекса.
Все это, по его мнению, позволит стране не просить новых кредитов МВФ. Хотя, будучи, безусловно, опытным дипломатом, Кудрин не мог не оставить "запасного выхода" для России. По его словам, Москва не отказывается от дальнейшего сотрудничества с международными финансовыми организациями. Это, в частности, подразумевает и возможность получения ею в будущем новых кредитов МВФ. Тем более что, по заявлениям правительственных чиновников, Россия будет продолжать выполнение программ, намеченных МВФ на этот год.
В свою очередь, директор-распорядитель МВФ Хорст Келер постарался остудить пыл российского вице-премьера, отметив, что "снижение цен на нефть способно затруднить выполнение доходной части бюджета России, экономика которой в значительной степени зависит от добычи и экспорта углеводородного сырья".
Видимо, России придется учитывать позицию МВФ, поскольку именно от этой организации будет зависеть возможность реструктуризации долга Парижскому клубу. Тем более что, по заявлениям правительственных чиновников, в 2003 году наша страна будет вынуждена обратиться с подобной просьбой.