СЕГОДНЯ в космос к Международной космической станции (МКС) должен стартовать "Союз ТМ-32", который будет пилотировать экипаж в составе Талгата Мусабаева (командир), Юрия Батурина (бортинженер) и Денниса Тито (пассажир-турист). После недельного пребывания на борту комплекса Мусабаев, Батурин и Тито должны вернуться на Землю в корабле "Союз ТМ-31", полгода назад доставившем на МКС первый постоянный экипаж станции - Билла Шеппарда, Сергея Крикалева и Юрия Гидзенко.
Довольно стандартный по современным критериям краткосрочный космический полет получил совершенно особый резонанс благодаря участию в нем американского туриста. Именно визит первого непрофессионального космонавта на борт МКС стал своего рода пробным камнем места и роли России в программе строительства и эксплуатации международного комплекса.
Вначале Тито должен был лететь на станцию "Мир". Однако в конце прошлого года, когда Россия приняла решения о затоплении "Мира" весной 2001 г., Деннис выразил желание лететь на МКС. После некоторых колебаний Росавиакосмос согласился с намерением Тито. Сумма, которую заплатил американец за полет (по некоторым данным от 12 до 20 миллионов долларов), составляет несколько процентов космического бюджета России.
Приняв подобное решение, Росавиакосмос помимо удовлетворения российских интересов выполнил предписания двух ключевых документов, регламентирующих создание и эксплуатацию МКС: "Межгосударственного соглашения" по космической станции, заключенного всеми участниками данного проекта, а также "Меморандума о взаимопонимании" между НАСА (американским аэрокосмическим агентством) и Российским космическим агентством. Оба акта, подписанные 29 января 1998 года в Вашингтоне, призывают всех партнеров по орбитальному комплексу "изыскивать пути снижения расходов на эксплуатацию космической станции". Космический туризм - безусловно, один из таких путей.
Кроме того, согласно вышеупомянутым документам, Россия и США имеют полное юридическое и моральное право включать в состав своих экипажей для полетов на станцию "третьих" лиц - не участников программы МКС - в случае соблюдения трех основных условий: данные лица не должны создавать угрозу безопасности станции, они не должны помешать кому-либо из партнеров по МКС решать на ее борту свои задачи и любое использование этими лицами оборудования комплекса должно быть в мирных целях.
Реакция НАСА и конгресса США на намерение России "прокатить" Тито на МКС была однозначно отрицательной. С американцами солидаризовались их ближайшие союзники - европейцы и канадцы. Возражения данного "триумвирата" против полета Денниса можно было свести к следующим основным пунктам: он недостаточно знаком с американским сегментом МКС, может помешать работам на борту станции, а его присутствие на комплексе может представлять опасность жизни и здоровью не только его собственным, но и остальных членов экипажа "Союза" и МКС.
Россия проявила твердость и смогла, хоть и ценой значительных ограничений на деятельность Тито на борту МКС, отстоять его полет. Это - безусловная заслуга нашей "космической дипломатии". Но в том, что в течение многих месяцев шла тяжелая борьба вокруг миссии Денниса между Россией и прочими участниками проекта орбитального комплекса, проявилась явная слабость отечественной космической политики.
Что бы ни говорили американцы по поводу технических противопоказаний к полету Тито, главная причина их возражений против "космического туриста" - политическая. Основывается она на пункте 3(а) статьи 9 "Соглашения", который предписывает партнерам предварительно оповещать друг друга о полете на станцию неучастника проекта комплекса, а также своевременно достигать консенсус по данному вопросу. С точки зрения НАСА, Россия скорее поставила США и прочих партнеров по МКС перед фактом полета туриста, чем предложила обсудить это мероприятие. Отсюда и болезненная реакция американских коллег.
Мы так долго (в основном, конечно, устами официальных представителей Росавиакосмоса) говорили о том, что являемся равноправными партнерами с США в рамках проекта МКС, что невольно стали в это верить. А между тем реальность весьма далека от подобной идиллии. Согласно "Соглашению" и "Меморандуму", НАСА:
возглавляет Управляющий совет МКС, осуществляющий общее руководство созданием и сборкой станции;
выполняет функции руководителя и координатора эксплуатации МКС;
играет роль "третейского судьи" в разрешении спорных ситуаций между партнерами по комплексу;
выполняет общее руководство полетом МКС из Хьюстона;
осуществляет общее планирование работ на станции;
несет ответственность за безопасность полета МКС в целом.
Таким образом, можно говорить лишь о равных правах России и США на их соответствующие сегменты (если не учитывать, конечно, что Росавиакосмос сдал НАСА в аренду российский модуль на 4000 часов), но отнюдь не на станцию в целом. Что касается последнего, то тут приоритет Соединенных Штатов бесспорен. Таким образом, раздражение НАСА решением Росавиакосмоса "свозить" на комплекс Тито - во многом обоснованная реакция начальника на несанкционированную самостоятельность подчиненного.
Отсюда двоякий вывод: с одной стороны, нам необходимо уделять больше внимания дипломатическим способам решения непростых вопросов, не делая ставку на незаменимость России в рамках проекта МКС. Нельзя забывать, что НАСА постоянно ищет способы уменьшить зависимость комплекса от нашей страны. С другой стороны, в национальных интересах России нужно как можно скорее начинать разработку собственного крупномасштабного пилотируемого проекта, который мог бы послужить основой и для международной программы под руководством российского государства.