ВЧЕРА в Доме русского зарубежья прошла 4-я церемония награждения лауреатов литературной премии Александра Солженицына. Премированы в этом году два писателя, "чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой войны, ее ход, ее последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебреженных ветеранов", - Константин Воробьев (посмертно) и Евгений Носов. За Константина Воробьева премию получили его дети - Сергей и Наталья Воробьевы. Наталья Константиновна сказала, что эта награда - единственная в литературной судьбе ее отца, и она рада, что принимает ее из таких надежных и чистых рук.
Судьба Константина Воробьева была сложной даже для эпохи, в которой он жил. Пережив коллективизацию, бежав в Москву и став кремлевским курсантом, во время Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен. Три фашистских концлагеря, потом советская зона, потом литературная безвестность, нападки критиков, которые, по словам его дочери, "всю жизнь пытались ему внушить, что он неталантлив и не знает жизни". И даже в последнем пристанище Воробьеву было отказано - лишь через двадцать лет после смерти он был похоронен в родной курской земле (последние годы жизни он провел в Литве, где и умер).
Игорь Золотусский сказал, что "проза Воробьева саднит и жжет, как открытая рана. Судьба рассчитывала на него как на очевидца и лучшего свидетеля найти бы не смогла".
Второй лауреат премии Евгений Носов, к счастью, присутствовал на церемонии сам. В своей речи он много иронизировал над порядками постперестроечной России, где его "с первых дней определили в состав "бывших", хотя я никогда не баловался соцреализмом и не прислуживал режиму". Носов пожаловался, что его поспешили вычеркнуть из издательских планов, а его прежние книги стали исчезать с библиотечных полок. Нынешнюю премию он воспринял как знак к "воскрешению Лазаря".
На церемонии выступали также заведующая Курским краеведческим музеем, автор книги о Евгении Носове Евгения Спасская, поэт Константин Ваншенкин, критик и литературовед Сергей Федякин.
Наталья Дмитриевна Солженицына объявила, что со следующего года к рассмотрению помимо художественной литературы будут приниматься труды по русской истории, государственности, философской и общественной мысли, а также значимые культурные проекты.