ВЧЕРА стало известно, что Красноярское УФСБ задержало директора теплофизического центра Красноярского государственного технического университета Валентина Данилова по подозрению в шпионаже в пользу Китая. Как сообщает РИА "Новости", Данилов находится в следственном изоляторе с 16 февраля, однако о его аресте стало известно только после того, как его коллеги во главе с академиком Кириллом Александровым направили открытое письмо прокурору края Ивану Борисенко. Под ним поставили свои подписи двадцать физиков. В письме говорится, что Данилов не мог продавать никакие секретные технологии. Кроме того, ученые утверждают, что у Данилова слабое здоровье, и поэтому просят освободить его из-под стражи.
Впервые следствие заинтересовалось Даниловым еще в мае прошлого года. Его подозревали в том, что он якобы продавал иностранцам секретные космические разработки. Данилова вызвали на допрос, после которого задержали на трое суток. Через два дня ученого обвинили в разглашении государственной тайны. Однако тогда его отпустили под подписку о невыезде.
В ходе судебных разбирательств, которые начались в июне прошлого года, следствие решило изменить статью, и Данилову было предъявлено обвинение по статье 275 УК России - "государственная измена". 16 февраля ученого доставили в следственный изолятор, где он и находится до сих пор.
ФСБ подозревает Данилова, который является специалистом по процессам ионизации космического газа, в том, что он попытался продать Китаю разработки в области сверхсекретных космических технологий. Сотрудники ФСБ утверждают, что в 1999 году Государственный технический университет подписал контракт с Всекитайской импортно-экспортной компанией точного машиностроения. По договору, Данилов должен был создать экспериментальный стенд, моделирующий воздействие космической среды на спутники, и передать его Китаю. Сумма контракта составила 366 тысяч долларов. После того как китайцы передали Данилову аванс, он выполнил первую часть операции и передал китайцам компьютерную демо-версию. После этого ученый был задержан.
По словам коллег Данилова, ученый использовал только те данные, с которых еще в 1992 году был снят гриф секретности, и китайцы могли ознакомиться с ними по открытым публикациям.