МОСКВА в этом месяце бьет рекорды по количеству визитов высокопоставленных представителей арабских стран. Череда арабских визитов началась с визита президента Алжира Абдельазиза Бутефлики. Вчера завершил свой визит в Москву министр иностранных дел Сирии Фарук Шараа. Вчера же в Москве одновременно находились парламентская делегация Кувейта во главе с Мухаммедом Джасемом аль-Харафи и вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан, который пробудет здесь до 21 апреля. Напомним, что на прошлой неделе Москву также одновременно посетили замминистра нефти Ирака Фаиз Абделла Шахин и спецпредставитель Кувейта экс-министр нефти шейх Сауд Насер ас-Сабах (см. интервью с ним в # 7 "Дипкурьера-НГ" от 19.04.01). И завершат эстафету на последней неделе апреля министр иностранных дел Йемена Абу Бакр Абдалла аль-Кирби и президент Египта Хосни Мубарак. Все эти визиты, разные по своему уровню и значению, преследуют разные цели, но общая тенденция очевидна. Россия собирается закрепить свои позиции на военных рынках арабских стран и, что более важно, постепенно завоевывает места в нефтегазовой отрасли этих стран. Выходя на новый уровень экономического сотрудничества с этими странами, Москва также уделяет огромное внимание посреднической миссии на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива.
Визит Фарука Шараа стал сигналом для начала подготовки сирийско-российского саммита. Где и когда произойдет встреча двух президентов - Башара Асада и Владимира Путина, - пока неизвестно, однако достигнута договоренность о восстановлении межгосударственных контактов.
И Ирак и Кувейт заинтересованы в сотрудничестве с Россией. В силу политических обстоятельств Россия оказалась ближе к Ираку, хотя вплоть до 1990 года СССР и Кувейт активно сотрудничали. Российские нефтяные компании пока активно работают только в Ираке, поскольку одновременно в двух местах они этого делать не могут в силу негласных политических обстоятельств. Не случайно до того, как иракский вице-президент прилетел в Москву, председатель парламента Кувейта встретился с депутатами Госдумы РФ, которые в массе являются "большими друзьями иракского народа".