Новый секретарь Совбеза Владимир Рушайло в решении чеченских проблем пока идет проторенными тропами.
НА СЛЕДУЮЩИЙ день после новых назначений в силовых министерствах президент России Владимир Путин провел заседание Совета безопасности в поисках выхода из чеченского тупика. Кризис в урегулировании ситуации в республике налицо. До сего дня не найдены пути политического решения конфликта. На заседании СБ также рассматривались вопросы восстановления социальной сферы и экономики Чечни, а потому среди приглашенных на заседании совета были глава ЧР Ахмед Кадыров и председатель правительства республики Станислав Ильясов.
Владимир Рушайло обязанности секретаря СБ выполнил на вчерашнем заседании впервые. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что бывший руководитель МВД пока не предложил новых способов развязывания чеченского узла.
В докладе заместителя председателя правительства России - председателя комиссии по восстановлению социальной сферы и экономики ЧР Виктора Христенко отмечено, что решение острых социальных и экономических проблем в Чеченской Республике способствовало бы окончательному умиротворению региона. Однако восстановительные работы ведутся на фоне разгорающейся минной войны, обстрелов подразделений и объектов федеральных сил, непрекращающихся терактов против лояльно настроенных к Москве местных жителей, глав местной администрации, руководителей восстанавливаемых предприятий и даже представителей духовенства. Вот почему весь комплекс восстановительных мероприятий, подчеркивалось в докладе и в выступлениях, должен быть обеспечен эффективными действиями Объединенной группировки войск. Это придется делать в условиях продолжающегося вывода части войск из республики, обеспечив при этом необходимую эффективность антитеррористических действий проводимой операции. ОГВ (С), полагают в Совбезе, должна стать гарантом безопасности и правопорядка на территории республики.
При этом, говорилось на заседании, важно исключить незаконные действия военнослужащих по отношению к местному населению. Такие факты, к сожалению, есть, и они никак не способствуют налаживанию диалога между федеральными структурами и жителями Чечни.
По мнению экспертов, к восстановлению экономического комплекса в республике надо подходить предельно рационально. Полномасштабное вложение средств в полностью разрушенные объекты инфраструктуры, по всей видимости, нецелесообразно. В этом плане очень важно правильно выбрать приоритеты, определить реальные цели и объекты первоочередных работ. Начинать надо, считают многие, с районов республики, сравнительно мало пострадавших в ходе военных действий.
Отмечено, что надо создать условия для возвращения в Чечню беженцев, размещенных в пунктах временного проживания. В первую очередь это касается соседней Ингушетии (хозяевам, мягко говоря, незваные гости начинают надоедать). Потоки гуманитарной помощи надо переключить на территорию непосредственно ЧР. В частности, только ее Курчалоевский район может принять 10 тыс. человек, и его жители готовы это сделать, но люди, напуганные обстрелами и бомбежками, перебираются в родные места крайне медленно. За лето, полагают в Совбезе, этот вопрос должен быть в основном решен. Но необходимо заняться жизнеобеспечением - светом, газом, водой и гарантированно выплачивать населению заработную плату, пенсии, иные социальные пособия.
Однако в ходе заседания подчеркивалось, что, несмотря на некоторые достигнутые успехи, должного взаимодействия между федеральными структурами и правительством ЧР пока нет. Чаще выявляются нестыковки планов и мероприятий. Социальные программы в республике реализуются пока крайне медленно.
Здесь очень остра кадровая проблема, а оказывать помощь в восстановлении хозяйства Чечни особенного рвения российские чиновники не проявляют. Доходит иногда до того, что требуется вмешательство президента. В частности, только предельно жестко поставленная Владимиром Путиным задача позволила в установленный срок организовать на территории республики трансляцию телевизионных передач.
Добыча нефти в ЧР - бюджетообразующая отрасль. В выступлениях участников заседания отмечалась успешная работа компании "Роснефть", дочерним предприятием которой является фирма "Грознефтегаз". В ней на сегодняшней день работают уже полторы тысячи человек, причем в основном чеченцев. В декабре прошлого года добыто 6,9 тыс. тонн нефти, в январе - уже 25 тыс. тонн, в феврале - 30 тыс., а за первые двадцать дней марта - 23 тыс. Выручка компании составила около 13 млн. долл. США.
Вместе с тем по-прежнему продолжаются хищения нефти из трубопроводов с последующей ее переработкой на кустарных предприятиях. Несанкционированные заборы приводят, как правило, к пожарам. Окрестности Грозного в настоящее время "украшают" шесть горящих скважин. Продукты сгорания органического топлива существенно ухудшают экологическую обстановку в столице республики. Вдобавок отходами кустарной переработки нефти пропитан грунт и подпочвенные воды, концентрация вредных веществ в источниках водоснабжения превышает предельно допустимую в сотни и тысячи раз. Ситуация, причем без особого преувеличения, близка к катастрофе. Таким образом, без надежной охраны объектов нефтепромысла и трубопроводов никак не обойтись.
Отмечалось, что восстановлению социальной сферы и экономики Чечни больше должны содействовать субъекты Федерации. Пока же их помощь носит во многом символический характер. Однако практически не привлекается в республику и капитал чеченской диаспоры. Чеченские бизнесмены по большей части выжидают, не спешат инвестировать средства в экономический комплекс своей малой родины.
Особое внимание на заседании Совбеза было обращено на создание полностью прозрачного для контрольных органов механизма прохождения средств. Нельзя допустить, считали выступающие, "увода" денег и материальных ресурсов, направляемых в республику. Воровство и коррупция в этой сфере должны быть решительно пресечены.
Рассматривался и вопрос об организации широкомасштабного оповещения жителей республики о ходе восстановительных работ и достигнутых результатах. Пока в информационном противоборстве зачастую верх берут пропагандисты и агитаторы незаконных вооруженных формирований. А от того, на чью сторону склонится большинство населения Чечни, в конечном счете зависит как успех контртеррористической операции, так и восстановление социальной сферы и экономики республики.
Вместе с тем трудно отделаться от впечатления, что федеральный Центр упрямо идет по "второму кругу". В недавнем прошлом уже было и воссоздание местных органов власти, и формирование подразделений МВД из числа местных жителей, и "восстановление экономики" республики (не совсем корректное, кстати, с точки зрения русского языка словосочетание). Все это имело место в 1995-1996 гг. и чем закончилось - хорошо известно. Остается только надеяться, что принимаемые Советом безопасности меры на этот раз позволят переломить ситуацию в Чечне кардинальным образом.