Позавчера американский студент-стажер Джон Тоббин, которого задержали за хранение наркотиков в Воронеже, начал знакомиться со своим уголовным делом. Напомним, что Джон Эдвард Тоббин был задержан 26 января этого года в одном из ночных клубов Воронежа с марихуаной в кармане. На квартире у него обнаружили еще 3 грамма марихуаны, и с начала февраля он находится в камере Воронежского СИЗО. В ходе следствия выяснилось, что в руки милиции попал не обычный американский студент: специальность Тоббина - военный переводчик и специалист по ведению допросов. Джон Эдвард Тоббин приписан к 325-му военно-разведывательному батальону, дислоцированному в Вотербуре (штат Коннектикут). До этого он прошел подготовку в военной разведывательной школе в Форте Хуачука (штат Нью-Мексико), потом продолжил образование в элитном институте Министерства обороны США в городе Монтеррее близ Сан-Франциско.
Впрочем, никто не обвиняет Джона в шпионаже. Окончательная редакция обвинительного заключения, которое подготовил следователь Ленинского РОВД Воронежа Андрей Макаров, включает в себя четыре статьи УК. По ст. 228, ч. 3, Тоббин обвиняется в хранении и сбыте наркотиков, ему же вменена и ч. 4 - сбыт наркотиков, "совершенный организованной группой". По ст. 232 Тоббин обвиняется в организации притона для употребления наркотиков. Кроме того, следователь Макаров возбудил дело и по статье 230 - "Склонение к потреблению наркотических средств". Дело в том, что Джон Тоббин с друзьями частенько приводил домой понравившихся ему девушек. Для облегчения "общения" он уговаривал девушек покурить марихуаны.
К материалам дела приобщили даже дневник соседки. Престарелая бабуля в лучших советских традициях в течение двух месяцев наблюдала в дверной глазок и фиксировала в школьной тетради все подробности похождений Тоббина.
В итоге Джону Тоббину по совокупности статей "светит" до 15 лет лишения свободы.
Кроме того, следователь выделил в отдельное производство три эпизода "дела Тоббина". По первому эпизоду в хранении и распространении наркотиков обвиняется другой американский студент, который уже уехал домой в США. Впрочем, следователь Макаров твердо намерен довести дело до конца и, по некоторым данным, собирается потребовать у правительства США экстрадиции подозреваемого студента в Россию. Второй эпизод обвиняет в хранении наркотиков некоего Сашу Д., русского друга Тоббина. В ходе обыска на квартире у него был обнаружен пакетик с марихуаной. Наконец, третий эпизод лег в основу уголовного дела, возбужденного по достаточно редкой 294-й статье - "Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования". Дело в том, что друзья Тоббина, стремясь вытащить Джона из камеры СИЗО, уговорили нескольких свидетелей изменить показания. Когда об этом стало известно, следователь решил не ограничиваться обычным внушением, а привлек друзей к уголовной ответственности.
Сейчас дело передано для ознакомления Тоббину, после чего суд Ленинского района Воронежа назначит дату судебного заседания. Впрочем, как стало известно "НГ" из неофициальных источников, Тоббин не спешит читать дело. По мнению контрразведчиков, он выжидает реакции госдепартамента США, который сейчас отмалчивается. Оказавшись в мордовской тюрьме для иностранцев, Тоббин может пойти на сделку со спецслужбами: например, назвать фамилии своих однокурсников по Институту разведки, которые уже никогда не смогут работать в России. И сейчас, не желая идти на контакт со следствием, Тоббин всячески старается продемонстрировать правительству США свою благонадежность. В обмен на молчание американцы при помощи международных соглашений, например, могут вытащить Тоббина для отбывания наказания в тюрьме США. Между тем в интервью "НГ" пресс-секретарь УФСБ по Воронежской области Павел Большунов сказал: среди личных вещей Тоббина, изъятых в ходе обыска, мы обнаружили цифровой диктофон с записями бесед известных воронежских политиков. Причем никто из собеседников Тоббина не знал, что его записывают... Разговоры с политиками шли в основном на острые политические темы, что можно расценить как политическую разведку и сбор материала на социально-политическую тематику. Ведь 80 процентов разведданных добываются из открытых источников. Однако, я подчеркиваю, УФСБ по Воронежской области не выдвигает никаких обвинений против Джона Эдварда Тоббина. Мы не заинтересованы в осложнении отношений с Западом┘"
Воронеж