ВЫЙТИ на след похитителей картины из Эрмитажа на момент сдачи номера в печать не удалось. Беда в главный российский музей пришла в четверг. В 15 часов 15 минут одна из смотрительниц в зале # 330 увидела пустую раму и позвонила в администрацию. Тотчас по тревоге подняли весь личный состав вневедомственной охраны. В течение 15 минут были перекрыты все входы и выходы. В залах Эрмитажа скопились несколько тысяч человек. Тщательно досматривали каждого посетителя, нередко людям приходилось раздеваться, так как, по предположению милиционеров, картиной можно было обернуть тело. Последнему "заложнику" удалось выйти из музея поздно вечером. Ночью были осмотрены все помещения Эрмитажа.
Зал французской живописи XIX века под # 330 для свободного доступа закрыт. Сюда пускали только специалистов и студентов художественных вузов, здесь проводили лекции и симпозиумы. Сигнализация на картинах здесь отсутствовала, за залом не была закреплена и смотрительница в целях экономии средств. Приходится думать, что злоумышленник знал об этом и при первой возможности воспользовался благополучной ситуацией.
Похитили картину французского художника Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Живописное произведение размером примерно 70х60 сантиметров датировано 1876 годом. Справа у края картины выше середины подпись "J.L. Gerome". В свое время полотно было приобретено Александром III и в 1918 году передано в Эрмитаж из Аничкова дворца. Страховочная стоимость картины - 1 млн. долл.
На картине изображена турецкая общественная баня. В центре помещения - две белые женщины и темнокожая служанка. С педантичной тщательностью выписаны и фигуры, и детали окружения: зеркальная гладь мраморного пола, цветочный орнамент изразцов, многочисленные ниши, мебель, одежда, туалетный прибор, поэтому ориенталистские композиции Жерома имеют документальную ценность.
На протяжении всей творческой карьеры Жером многократно посещал восточные страны (Египет, Турцию, Сирию, Палестину, Синай). Неослабевающий интерес Жерома к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию "этнографического художника". Жером рано приобрел известность и сделал блестящую карьеру. Регулярно выставляясь в салонах и выполняя официальные заказы, он был удостоен в 1898 г. ордена Почетного легиона.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский вчера провел пресс-конференцию. В первую очередь он принес свои извинения посетителям, которым пришлось провести томительные часы в стенах музея и пройти процедуру проверки. В то же время он добавил, что в подобных случаях обыск является стандартной процедурой - так делается во всем мире. Михаил Пиотровский не исключил, что к похищению может быть причастен кто-то из служащих музея. Злоумышленником мог быть и маньяк - на картине есть обнаженные женщины. Однако эту версию сотрудники 12-го "антикварного" отдела ГУВД считают маловероятной, так как холст вырезан из рамки ювелирно аккуратно, а не тем варварским способом, как были вырезаны картины в прошлом году в Академии художеств.
Составлен фоторобот человека, который показался окружающим подозрительным. В 14.30 его видели на выходе из Эрмитажа, вел себя нестандартно нервно, при этом прижимал к себе предмет, похожий на сверток полотна. Направился он в сторону Невского проспекта. Подозреваемому на вид лет 30, он среднего роста, темноволосый, короткостриженый.
По мнению Михаила Пиотровского, вряд ли удастся похитителю продать известную картину подпольно. В розыске пропажи уже задействованы и международные связи.
Санкт-Петербург