"Космическая одиссея станции "Мир" подошла к концу" - об этом сообщают американские СМИ в связи с приближением даты вывода уникальной космической станции с орбиты.
За 15 лет существования "Мир", на котором случались и пожары, и непредвиденные технические неполадки, который не избежал даже столкновений в, казалось бы, лишенном препятствий для его передвижения космическом пространстве, заслужил здесь прозвище Дом с привидениями. Тем более неожиданной стала реакция американцев на известие о решении вывести станцию с орбиты.
Марсия Смит, признанный эксперт по российской космической программе в Библиотеке конгресса США в Вашингтоне, оценивает 15-летнюю работу станции как "громадный успех бывшего Советского Союза, а ныне России". По ее мнению, важно не то, сколько "происшествий" связано с историей "Мира", а "неоднократно продемонстрированная способность космического экипажа мгновенно и в высшей степени профессионально реагировать на чрезвычайную ситуацию".
Даже ура-патриотичные защитники американского приоритета в космосе в эти дни выражают чувства, в которых чувствуется прямо-таки личная привязанность к российской космической станции, огромное уважение не просто к стойкости - к "непобедимости" наших соотечественников, которым за все эти годы довелось работать на станции. Как пишет в связи с этим Кэй Дэвидсон в газете "Сан-Франциско кроникл", далеко не все чувствуют нечто подобное в отношении новой, пришедшей на смену "Миру" Международной космической станции.
Даже Ральф Дэженнаро, известный в США специалист по проблемам НАСА (до недавнего времени возглавлявший группу гражданского движения "Налогоплательщики за здравый смысл в Вашингтоне", которая выступает против участия в США в строительстве космических станций, поскольку огромные расходы ложатся тяжелым бременем на плечи простых американцев), вынужден был в эти дни признать: "Мы, американцы, любим покровительственно подшучивать над станцией "Мир", но, по существу, русские на протяжение многих лет смогли добиваться успехов, избегая чрезмерно больших издержек, и при этом миссия, возложенная на станцию, была выполнена. А вот наша американская станция мало что чрезмерно дорогостояща, с дутыми расходами, так еще никак не может приступить к работе".
Первые компоненты будущей космической станции "Мир" были запущены в космос 20 февраля 1986 года, что американцы приурочивают к "запуску Михаилом Горбачевым новой, менее конфронтационной эры в отношениях между СССР и США". За 15 лет на "Мире" успели поработать 42 отечественных и 63 зарубежных космонавта. Выходивший из "Мира" в открытый космос американский астронавт Джерри Линенджер вспоминает о необыкновенном ощущении "постоянного чудесного падения с кромки Земли".
Не всегда на "Мире" все шло гладко: в феврале 1997-го экипажу станции, состоявшему из двух русских и одного американца, пришлось надеть противогазы и огнетушителями бороться с пожаром, возникшим в результате возгорания канистры с газом. Спустя четыре месяца ракетоускоритель врезался в "Спектр", один из модулей станции, из которого начал сочиться воздух. Несколько месяцев ушло на возобновление нормальной работы... И все же "Мир" каждый раз доказывал свою необыкновенную "живучесть", в связи с чем у некоторых американских магнатов, таких, как, например, Уолт Андерсон, даже родилась идея превратить космическую станцию в столь дорогой американскому сердцу "аттракцион" - на сей раз орбитальный. Как теперь очевидно, задачу развлечения богатых "Миру" выполнить не довелось, зато станция за 15 лет своей работы на орбите успела решить многие другие, значительно более важные задачи.
Для Джима Ван Лаака, отвечающего за конструктивность работы на Международной космической станции, по его собственному признанию, "Мир" неизменно служит напоминанием о способности американцев и русских находить общий язык... в космосе. "Ведь в 70-е мы были кровными врагами, и сам факт, что от тех отношений непримиримого противостояния мы сумели перейти к отношениям партнеров, коллег, даже друзей, действительно поражает и заставляет всех нас ощущать гордость. Поддержать и продолжить это - ничего более важного в своей жизни я не представляю".
В эти дни для всех очевидного охлаждения в отношениях между Россией и США по-особому смотришь ежедневные репортажи и прямые телесеансы, касающиеся работы совместных российско-американских экипажей на Международной космической станции, говорящие о взаимном уважении, которым отмечено все, что связано с совместной работой представителей двух стран на передовом рубеже научно-технических достижений человечества. Если Международная космическая станция примет эстафету у своей предшественницы, космической станции "Мир", и в этом смысле - значит, ничто не потеряно.
Сан-Франциско