КОГДА 5 лет назад на этой же сцене отмечали юбилей Игоря Моисеева, тогдашний президент России Борис Ельцин лично вручал мэтру государственную награду, артисты московских театров играли в его честь, сам Игорь Александрович сплясал вьетнамский танец, а ведущий Святолав Бэлза назвал юбиляра "князем Игорем народного танца". Ныне, в 95-летие Моисеева, Владимир Путин лишь прислал своего представителя в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, который от имени президента объявил Моисееву благодарность (под недоуменный гул в зале); юбиляр чинно сидел в ложе; сборного концерта не было, а танцевали сами моисеевцы. И лишь неизменный Бэлза опять назвал юбиляра "князем Игорем народного танца"...
Официально поздравляли юбиляра вице-премьер правительства РФ Валентина Матвиенко, мэр Москвы Юрий Лужков, представитель ЮНЕСКО в России Вольфганг Ройтер. Матвиенко сказала, что она "счастлива жить в эпоху Моисеева". Лужков объявил о новой премии города "Легенда века", которую специально никому не вручали раньше, чтобы первым лауреатом стал именно Моисеев. Ройтер вручил медаль Моцарта - этой наградой в ЮНЕСКО жалуют выдающихся мастеров искусств мира, создающих и сохраняющих "нематериальное наследие" культуры.
Можно лишь благоговейно изумляться бодрости и работоспособности Моисеева. Но особенно поразительно, как он умеет удерживать свой ансамбль на высоком уровне профессионализма, когда в поисках нормальной зарплаты (а такую Моисеев, увы, не имеет возможности платить) из труппы во множестве уходят не самые плохие танцовщики. Спасает талант руководителя и собственная школа-студия, ученики которой тоже приняли участие в концерте.
...После кинохроники 30-90-х годов (Моисеев на репетиции; Сталин и Молотов на трибуне Мавзолея наблюдают за физкультпарадом в постановке Моисеева; гигантский прыжок танцовщика в одном из номеров Моисеева) была череда постановок. И в этом калейдоскопе думалось о том, какой интересный материал накопил Моисеев не только для искусства танца, но и для науки. Увиденные одна за другой его сценическо-фольклорные миниатюры - кладезь для сравнительной этнологии. Одна идея перепляса многого стоит: у каждого народа свой вариант общего архетипа - соревнования в танце. Если посмотреть под этим углом зрения, то в калмыцком народном танце "птиц" обнаружатся неожиданные переклички с пляской аргентинских пастухов-гаучо. В начальном групповом выходе греческого "Сиртаки" чувствуются древнейшие истоки классических кордебалетных цепочек. "Городская кадриль" с ее мещанскими типажами и чувственный танец живота в "Египетском танце" совсем не похожи, но характерны как полярные образцы "любовной лирики" народов мира: тщательно завуалированная эротика русского танца и неприкрытая чувственность Востока.
Во втором отделении концерта моисеевцы дотанцевались "до чертиков". "Ночь на Лысой горе" на музыку Мусоргского - одноактный балет с гоголевскими комическими персонажами, хлопцами и дивчинами, дьяволами и ведьмами, танцующими рок-н-ролл, и с Кощеем, совершающим зловещие пассы над Пузатым Пацюком, принявшим слишком много горилки. Это выражение тоски хореографа по большим балетным спектаклям, которые он делал когда-то на сцене ГАБТа. А чертей Моисеев не боится - прожив такую долгую жизнь, он вполне мог скопировать адских персонажей с некоторых своих недоброй памяти современников.