0
1306
Газета События Интернет-версия

13.03.2001 00:00:00

Проблема подъема "Курска" тонет в водовороте аппаратных интриг

Тэги: клебанов, курск, вмф, средства


клебанов, курск, вмф, средства

CЛОВНО гром среди ясного неба прозвучали слова вице-премьера Ильи Клебанова о том, что денег на подъем "Курска" нет: правительство не смогло найти необходимые 35 млн. долл. для этого. Весь проект извлечения из пучины Баренцева моря атомной подводной лодки, затонувшей в августе прошлого года, оценивается в 70 млн. долл., но Россия должна была собрать первой половину этой суммы. Теперь она расписалась в невозможности сделать это. Вернее, не она, а глава специальной правительственной комиссии, ибо, по словам начальника отдела информации и планирования правительства России Алексея Горшкова, как цитирует "Газета-Ru", "именно комиссии во главе с Клебановым было поручено найти деньги на операцию в Баренцевом море".

От всего этого попахивает очередной политико-административной интригой. Ровно месяц назад, 13 февраля, Илья Клебанов заявлял, что в правительстве готовится специальное постановление в связи с подъемом "Курска". В этом документе расписываются в первую очередь вопросы финансирования глубоководной операции. Но как можно было широковещательно сообщить такое, когда подписание международного договора по этому поводу остается открытым с 20 ноября прошлого года. Международный консорциум, состоящий из трех компаний из Голландии и Норвегии, заявленных для участия в операции, не может приступить к действиям из-за проволочек исключительно со стороны Москвы.

И это несмотря на то, что Илья Клебанов в первые дни трагедии вслед за президентом божился, что останки корабля и экипажа будут подняты с морского дна. Возможно, тогда эти заявления носили больше эмоциональный характер. Но прошли месяцы, и вице-премьер не уставал повторять, что "подъем российской субмарины произойдет в любом случае". При этом он подчеркивал, что в результате взрыва в атомных реакторах "Курска" могут образоваться трещины, через которые возможна утечка радиоактивных материалов, поэтому "задача нейтрализовать эту угрозу, вызывающую озабоченность в России и в Европе, еще больше убеждает правительство в необходимости поднять лодку летом 2001 года". Это заявление сделано 30 ноября прошлого года, когда было уже проведено подводное обследование "Курска" и экспертиза сделала свои выводы, то есть картина была ясна для специалистов.

Но этим интрига далеко не исчерпывается. Дело в том, что еще неизвестно, как поведут себя при подъеме с глубины оставшиеся в носовом отсеке "Курска" торпеды, не исключается их детонация с непредсказуемыми последствиями для находящегося поблизости атомного реактора. Чиновничья уловка проясняется, если принять во внимание, что Илья Клебанов является сегодня одним из претендентов на пост министра обороны. Если при операции с "Курском" произойдет что-то непредвиденное, то, естественно, Илья Клебанов должен будет уйти в политическое небытие. Поэтому, вероятно, с точки зрения карьеры Клебанова лучше подъем субмарины отложить. Общественные интересы при этом, понятно, отметаются в сторону.

У агрессивной пиар-кампании, которую вице-премьер Илья Клебанов развернул в надежде стать первым в России гражданским министром обороны, есть и другая подоплека. В новом кабинете министров, который, возможно, будет формироваться в ближайшее время, скорее всего будет только один вице-премьерский пост, а функции госрегулирования ВПК и формирования госзаказа для оборонных предприятий (чем сейчас занимается Клебанов) передадут в Минобороны, могущество которого в таком случае существенно возрастет. Так что если Илье Иосифовичу не удастся занять министерский кабинет в здании на Арбатской площади, то в новом правительстве его скорее всего не окажется вообще.

Именно с новыми, расширенными функциями, которые, вероятно, будут делегированы Минобороны, связан повышенный интерес к посту главы этого ведомства со стороны ряда влиятельных бизнесменов. Следовательно, вокруг кресла главы Минобороны возникает коллективная игра Ильи Клебанова с его традиционными союзниками - Владимиром Потаниным (ФПГ "Интеррос") и Владимиром Коганом (Промстройбанк Санкт-Петербурга). Ведь если функции управления ВПК уйдут в чужие руки, интересы этих групп в оборонном комплексе существенно пострадают.

Напомним, что именно благодаря Клебанову тот же "Интеррос" получил в собственность ряд очень привлекательных военно-промышленных предприятий - от "Электросилы" и ЛМЗ до "Пермских моторов". По одной из версий, в настоящее время именно "Интеррос" стоит за обширной имиджевой кампанией Клебанова, цели которой состоят в том, чтобы, во-первых, убедить общественность в заслугах Клебанова в расцвете отечественного ВПК, который уже вышел-де из кризиса, во-вторых, убедить президента Путина в том, что Генштаб и военные в целом хорошо воспримут назначение Клебанова министром обороны, и, наконец, убедить всех и вся, что противодействовать назначению Ильи Иосифовича главой военного ведомства бессмысленно. Среди достоинств нынешнего вице-премьера особенно выделяются подписанные им контракты по продаже оружия с Индией, Южной Кореей и Вьетнамом.

Впрочем, не так все однозначно. В оппозиции назначению Клебанова выступают в первую очередь спецслужбы и Генштаб. И у них имеются на то веские причины. Источники, близкие к ГРУ Генштаба, утверждают, что именно из аппарата Клебанова пошла утечка версии в газету "Санди Таймс" о том, что подлодка "Курск" была поражена ракетой, выпущенной с крейсера "Петр Великий". По мнению ряда аналитиков, вице-премьер действительно может быть заинтересован в том, чтобы отвлечь внимание общественности и президента от альтернативных версий: например, от убедительного предположения, что на "Курске" взорвалась торпеда, конструктивные недостатки которой специалисты предлагали устранить еще год назад, но у Клебанова, которому было поручено изучить и решить этот вопрос, просто не дошли до этого руки: слишком он был занят проблематикой приватизации ВПК.

Провалился и амбициозный проект Клебанова и "Интерроса" по созданию большого холдинга на базе "Пермских моторов", о чем уже рассказывала "НГ". При этом по аппаратному самолюбию Клебанова был нанесен ощутимый удар: 10 федеральных ведомств - от Минимущества до ФСБ - дали отрицательное заключение на проект президентского указа о "Пермских моторах", подготовленный аппаратом Клебанова совместно с ФПГ "Интеррос". Поддержал указ один только Росавиакосмос, глава которого Юрий Коптев останется в правительстве лишь в случае сохранения одной из ключевых позиций за Клебановым.

Более того, вице-президент "Интерроса" Сергей Алексашенко признал, что едва ли не главной задачей готовившегося указа было закрепление за АО "Пермские моторы", которым управляют интерросовские менеджеры, прав на "ноу-хау" отечественного двигателестроения. Причем не исключалась последующая возможность уступки этих прав иностранному партнеру "Интерроса" - фирме "Пратт энд Уитни" (Pratt &. Whitney). А на днях были обнаружены следы и вовсе детективной истории. Как стало известно, в аппарате Клебанова подготовлен проект указа о списании кредиторской задолженности предприятий ВПК на основании статьи 59 Налогового кодекса РФ, предусматривающей, что задолженность бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам может быть признана правительством безнадежной и списана. Номинально цель указа очень благая - поддержка отечественного ОПК. Общая сумма задолженности, которую предлагается списать, составляет ни много ни мало 20 млрд. руб. Фактически же первым в списке предприятий, кому должны быть прощены долги бюджету и Пенсионному фонду, стоит АО "Пермские моторы". Его совокупные долги составляют 800 млн. руб., и если они будут списаны, "Интеррос" станет вечным владельцем АО - принципиальных рычагов влияния на ситуацию у государства уже не останется. Примечательно, что параллельно в разные государственные ведомства - от Пенсионного фонда до Федерального долгового центра - стали поступать предложения от различных офшорных компаний с предложениями продать "кредиторку" "Пермских моторов" за 15-30% ее цены. Не исключено, что за этими офшорами стоит "Интеррос", который хочет, с одной стороны, подстраховаться, с другой - показать государству: видите, если задолженность не будет списана, она попадет в руки сомнительных иностранных компаний.

Прорваться в кресло министра обороны Клебанову будет очень непросто. Но он по-прежнему может рассчитывать на давние отношения с президентом РФ, влияние Владимира Когана в Кремле, аппаратные позиции своего близкого знакомого - заместителя секретаря Совета безопасности Алексея Московского и, возможно, на лоббистский ресурс обновленного РСПП, где владелец "Интерроса" Потанин играет ныне ключевую роль.

Многоходовые операции в лабиринтах власти Клебановым, похоже, просчитаны. Вот только вся история с подлодкой "Курск", похоже, может подвести Илью Клебанова: что это за будущий глава военного ведомства, если его имя связывается с интригами вокруг подъема многострадальной субмарины? Которая, по мнению специалистов, возможно теперь не будет поднята уже никогда - ведь проводить соответствующие работы в осенне-зимний период, о чем сейчас заявляет Клебанов, - безумие.

Прояснить ситуацию вокруг "Курска" для "НГ" согласился адмирал флота Георгий Егоров, бывший начальник Главного штаба ВМФ СССР.

-СКАЖИТЕ, пожалуйста, Георгий Михайлович, какова была ваша первая реакция на сообщение о том, что на операцию по подъему АПЛ "Курск" не хватает денег и она переносится на сентябрь 2001 года?

- Гибель "Курска" и экипажа атомного ракетного крейсера - это тяжелейшая трагедия не только для Военно-морского флота, Вооруженных сил, но и для всей России. Беда в том, что заключения, которые дает правительственная комиссия во главе с вице-премьером Клебановым, очень неконкретны и вводят в заблуждение и общественность, и специалистов ВМФ. Сама речь о том, что нам не хватает денег, что мы решили перенести сроки работ по подъему подводной лодки, но главное - что мы, вероятно, не сможем выяснить причины катастрофы - все это просто удручает. Узнать, почему погибла АПЛ, необходимо не только для того, чтобы наказать виновных. Это нужно и Военно-морскому флоту, и нашим кораблестроителям. Они должны извлечь уроки из чрезвычайного происшествия. Однако Илья Клебанов и гендиректор КБ "Рубин" Игорь Спасский до сих пор практически ничего никому конкретного не сказали. Мое мнение, что руководство Минобороны и командование ВМФ должны вмешаться в организацию операции, не допускать ее переноса, не разрезать "Курск", а поднимать его целиком. Надо сохранить подводный крейсер с его уникальной техникой, а главное - почтить память тех, кто на нем погиб.

- В чем же тогда дело? Неужели сама комиссия не понимает целесообразности подъема "Курска"?

- Мне трудно давать оценку действиям и выводам комиссии. Может быть, это решение правительства, а не Клебанова. На мой взгляд, не надо связывать проведение операции с иностранным в ней участием. Мы должны все это делать сами. У нас для этого всегда находились возможности, силы и средства, были и специалисты.

- А есть ли все это сегодня?

- Полагаю, что все можно найти. Хотя я уже с флота давно ушел и мне трудно судить, что есть, чего нет. Но думаю, раз возникла столь острая необходимость, надо сделать все возможное. Надо искать решение задачи, а не ждать, что кто то придет и все за нас сделает.

- В последние годы не раз проводились кампании по сбору средств на нужды ВМФ. Может быть, такую же кампанию следовало бы организовать, чтобы поднять "Курск"?

- Бесспорно, опыт таких всенародных акций в помощь флоту нельзя забывать. Как нельзя не вспомнить в этой связи ту помощь, которую оказала, например, московская мэрия для черноморцев, для Севастополя. Но главное - не в сборе средств, а в государственном решении.

- А было ли государственное решение по этому вопросу?

- Я, по крайней мере, не слышал. Только все на уровне разговоров.

- Вы хорошо знаете, что такое флотский коллектив, флотские семьи. Как заявление Клебанова может повлиять на их настроение?

- Безусловно, это заявление, как и сам факт гибели корабля, отрицательно скажется на настроении и моряков, и их близких. Не говоря уже о семьях погибших. Конечно, моряки не должны падать духом. Для них основное - не забывать, что надо по-настоящему служить Отечеству, тогда не будет никаких трагедий.

- Есть точка зрения, что перенос работ на сентябрь не позволит провести их в нынешнем году в полном объеме. Вы согласны с этим?

- Конечно, оттягивание срока начала работ на позднюю осень повлияет на реальность их выполнения. На Баренцевом море я прослужил много лет, знаю, что тяжелые штормовые условия там, несомненно, помешают операции. Но если она будет тщательно и всесторонне подготовлена, то, даже начавшись в сентябре, окончится успешно.

- Но сколько все-таки она потребует времени?

- Все будет зависеть от того, какие будут привлечены силы и средства, кто будет руководить работами, какова будет организация, каков порядок. Пока идут только одни разговоры, слышны неконкретные суждения, можно сказать наверняка: ничего не будет сделано. В комиссии Клебанова нужны профессионалы-подводники. Она сможет давать практические рекомендации, если в ее составе будут специалисты. Вроде бы там есть адмиралы, флотоводцы, но пока их роль не просматривается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1557
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1259
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2173
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
1037

Другие новости