ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство девушек, устраивающихся на работу в органы внутренних дел, - из интеллигентных семей. В милицию они идут за романтикой. Но вскоре начинают сталкиваться с серьезными трудностями. Одни бывают шокированы, познакомившись поближе с жизнью обитателей дна. Другие на собственном опыте постигают, как сложно сделать карьеру женщине в этой считающейся мужской профессии.
Надежда Баранова уже 22 года работает в 7-м отделе дорожно-патрульной службы на спецтрассе ГИБДД ГУВД города Москвы, в чью зону обслуживания, в частности, входит Рублевское шоссе, по которому ездит на работу президент России.
Здание отдела, окруженное огромными сугробами, находится в лесу. Вокруг - только заснеженные деревья и покосившиеся домишки. От ближайшей станции метро - 30 минут пешком. Надежда Баранова ездит на "шестерке". За рулем - около 20 лет. Причем два раза у нее угоняли машины. Вскоре их находили в совершенно разбитом состоянии, но угонщиков так и не смогли вычислить.
Правительственная трасса перекрывается сотрудниками 7-го отдела ДПС практически ежедневно на время проезда президента, и почти каждый раз это событие вызывает шквал эмоций у водителей - они сигналят, кричат, угрожают сотрудникам ГИБДД, звонят по сотовым телефонам начальнику отдела. Водителям предлагают пользоваться дорогой МКАД-Рига, но многие все же предпочитают Рублевку. Еще, говорят, что некоторые водители, а особенно, многочисленные помощники депутатов, очень любят писать жалобы по разным поводам.
"Я - женщина, и то столько услышала гадостей от наших водителей за эти 20 лет! Один, например, угрожать начал: "У тебя дети, наверное есть..." А уж что наши мужчины выслушивают!" - говорит Надежда Баранова.
Как-то раз она остановила за превышение скорости машину, в которой ехал сын Жириновского. "Вы здесь больше не работаете", - сказал он Надежде Барановой, но штраф все же заплатил. Вообще Баранова может много рассказать историй о стычках с водителями. "Останавливаю как-то раз профессора МГУ - он на моих глазах совершает обгон, - говорит Надежда. - А профессор смотрит на меня честными глазами и возмущается: "Я никакого обгона не совершал. Да что вы врете мне? Вы - мне! Я в таком возрасте!"
Первый раз Надежду поставили на дороге, когда ей было лет 20. Надо было очистить трассу перед проездом машины Громыко. "Меня поставили на пост в лесу и сказали: "Чтобы никого отсюда не выпускала, - вспоминает Надежда. - Вскоре появляется трактор. "Стой! Стой!" - кричу, а самой стыдно так, неудобно... Мужик из трактора отвечает: "Дочка, я сейчас поперек встану, а ты выполняй свою работу". Потом другая машина подъезжает. Водитель вышел, посмотрел на меня и говорит: "На тебе, клубнички, черной смородинки. Поешь". Я начала отказываться, и тут уже мчится кортеж. Выхожу на трассу, отдаю честь, а она получается, как пионерский салют. Потом моему начальнику комитетчики втык сделали за то, что он девчонку на дороге поставил! А дня через четыре ко мне подходят сотрудники и говорят: "Одевайся быстрее, Громыко хочет, чтобы ты там опять стояла". Понравилась, видимо ему, настроение подняла".
Надежда Баранова уже давно не стоит на посту. "Это все от начальства зависит, - говорит она. - Сейчас у нас такой начальник хороший! Для него чтобы женщина на посту стояла - да ни в коем случае!"
С водителями она теперь сталкивается только во время проведения рейдов. В кабинете, где сидит Надежда, лежит огромное количество красочных брошюр с правилами дорожного движения - более 20 лет она ходит в школы беседовать с детьми. Сейчас у нее 20 школ - 12 в Москве и 8 в области. И практически во всех младших классах дети наперебой рассказывают ей о том, как их родители, бабушки и дедушки нарушают правила дорожного движения. Усвоив правила, дети пытаются остановить взрослых, переходящих дорогу в неположенном месте, а те тянут их за собой: "Да некогда нам, побежали".
У Надежды педагогическое образование. Когда-то она закончила Коломенский пединститут, мечтая работать в детской комнате милиции, но потом не захотела уходить из ГИБДД. А в милицию она пришла в 17 лет - хотелось романтики. Закончив школу, устроилась секретарем на Петровку, 38. Через год пришла в охрану Останкинского телецентра, потому что там можно было аттестоваться. А через полтора года устроилась в ГИБДД.
22 года, проведенных в ГИБДД, пролетели незаметно, и теперь перед Надеждой возникла новая проблема. "Пенсионный возраст в милиции наступает очень рано. - говорит она. - И в 45 лет тебе могут уже предложить уйти на пенсию. А я просто не представляю, что буду делать, если придется уйти. Я могу, конечно, пойти в школу, но встать в 45-летнем возрасте в один ряд с 18-летней выпускницей педучилища - это трагедия".