Сегодня в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) имени Громова, который расположен в подмосковном городе Жуковском, проходит масштабная демонстрация боевых самолетов и вертолетов. Это парадное по форме мероприятие знаменует собой начало принципиально нового этапа в развитии российской авиационной техники. Его сущность - тотальная модернизация летательных аппаратов как ВВС, так и армейской авиации. Материальное воплощение идеи, представленное сегодня в ЛИИ, - первый усовершенствованный истребитель Су-27УБ а также вертолеты Ми-8МТКО и Ми-24ВК1.
Эти машины уже несколько лет прослужили в строевых частях и внешне почти неотличимы от своих собратьев. Однако их электронное оборудование, а именно оно определяет сегодня боевую эффективность, претерпело существенные изменения. "Сушка" из истребителя для завоевания превосходства в воздухе превратилась в многофункциональный самолет, способный уничтожать высокоточным оружием цели на земле. Милевские вертолеты приобрели способность действовать ночью и в плохих метеоусловиях (кстати, эти машины успешно прошли проверку в Чечне).
Путь к началу модернизации не был простым. Более того, многим и ныне он представляется шагом назад. Действительно, Су-27М, МиГ-29М, МиГ-31М замысливались двадцать лет назад как принципиально новые самолеты, призванные победить американцев в тотальной войне. Однако мир и экономические возможности России изменились, и грандиозные проекты не были воплощены в серию. Тем временем их прародители в строевых частях ВВС с начала 80-х годов практически не совершенствовались, все более и более отставая по боевому потенциалу от лучших зарубежных самолетов, которые модернизировались практически непрерывно.
Все труднее стало сбывать старые варианты Су-27 и МиГ-29 зарубежным заказчикам. Выход был найден в создании для Индии и Китая самолетов Су-30МКИ и Су-30МКК (оба самолета сегодня представляются в Жуковском). Однако для российских ВВС эти варианты не подходили по критерию "эффективность-стоимость". На их реализацию, требующую помимо прочих расходов коренного изменения системы эксплуатации, у ВВС попросту не было средств.
В результате в борьбе за внутренний заказ победили мобильные, ориентированные на рыночный спрос структуры, такие, например, как "Русская авионика". Им помогли крупные предприятия, уже научившиеся побеждать в конкурентной борьбе на внешнем рынке, прежде всего Иркутское авиационное производственное объединение. Оно на свои средства построило многофункциональный истребитель Су-30КН, который и стал прототипом впервые показанного сегодня в ЛИИ модернизированного Су-27УБ.
С точки зрения технической проект предусматривает не замену, а как бы надстройку системы управления вооружением. Другая особенность выбранной стратегии - широчайшая унификация электронного оборудования для различных боевых машин. Для представленных сегодня в ЛИИ самолетов и вертолетов этот показатель превышает 60%, что намного больше, чем это принято в стремящихся к стандартизации западных армиях. Такой подход в условиях мизерного финансирования позволил сократить расходы на разработку, производство, испытания и обучение. Между тем боевая эффективность модернизированных самолетов и вертолетов, по оценке заместителя главкома ВВС по вооружению Юрия Клишина, возросла на порядок и по ряду параметров превосходит экспортные Су-30МКИ и Су-30МКК.
В значительной степени это стало возможным благодаря внедрению уникальной аппаратуры, позволяющей организовать обмен информацией между самолетами в воздухе, наземными командными пунктами и даже зенитными комплексами. Она сегодня демонстрируется для широкой публики впервые и представляет собой главную техническую изюминку показа.