СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ окружной военный суд приступил вчера к рассмотрению дела бывшего командира 160-го танкового полка полковника Юрия Буданова. Ему инкриминируется предумышленное убийство 18-летней жительницы чеченского селения Танги-Чу Урус-Мартановского района Хеды (по документам Эльзы) Кунгаевой, тело которой обнаружили закопанным в лесополосе на окраине села.
Тридцатисемилетний полковник обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. 105 ч. 2 "в" - убийство, сопряженное с похищением человека, ст. 126 ч. 3 - похищение человека, повлекшее тяжкие последствия, ст. 286 ч. 3 п.п. "а", "в" - превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий. Буданов также подозревался в изнасиловании девушки, но всесторонняя судебно-медицинская экспертиза этого не подтвердила.
Трагическое событие произошло в ночь с 26 на 27 марта прошлого года. Буданов с подчиненными ему военнослужащими на БМП подъехал к дому Кунгаевых, стоящему на окраине селения в 500 метрах от блокпоста. Ворвавшись в дом, они подняли с постели Хеду, которая в семье была старшей из пятерых детей, и увезли. У полковника имелась информация, что она была чеченской снайпершей и убила нескольких военнослужащих его полка. Однако Кунгаева себя снайпершей не признавала. Допрос закончился ее смертью. Позже, объясняя убийство девушки, полковник Буданов сказал, что он потерял над собой контроль и задушил Хеду.
Уголовное дело было возбуждено по требованию местных властей. В ходе оперативно-следственных мероприятий военной прокуратурой СКВО было установлено, что действительно в ночь с 26 на 27 марта командир танкового полка Буданов, будучи в нетрезвом состоянии, на БМП подъехал к дому Кунгаевых. По его приказу военнослужащие насильно забрали девушку и увезли в расположение полка. Около трех часов ночи 27 марта Буданов задушил Хеду. По его приказанию она была закопана в лесопосадке вблизи танкового батальона.
О том, что дело Юрия Буданова получило в обществе неоднозначную оценку, продемонстрировали собравшиеся у здания Кировского районного суда (здание окружного военного суда на ремонте) несколько десятков казаков, представителей партий КПРФ и РНЕ, под чьи скандирования "Свободу русскому офицеру Юрию Буданову!" проходили полтора часа судебного заседания. Здание было взято в плотное милицейское кольцо. Подобные меры предосторожности были связаны с тем, что в Интернете прошла информация о том, что за голову Буданова боевики обещали большое вознаграждение.
На суде полковник выглядел уставшим, но держался уверенно. Обратило внимание журналистов и появление в зале суда известного по чеченской кампании генерала, Героя России Владимира Шаманова, ныне губернатора Ульяновской области, который за руку поздоровался с Юрием Будановым.
В первый день суд под председательством полковника юстиции Виктора Костина занимался процедурными вопросами. Было отклонено ходатайство защиты Буданова о закрытом характере всего судебного процесса, на котором они настаивали. В то же время суд согласился с просьбой адвокатов потерпевшей стороны, отца Хеды Кунгаевой, дать ему возможность ознакомиться с материалами уголовного дела и отложил судебное заседание до завтрашнего утра.
Государственным обвинителем на суде по делу Буданова выступает прокурор отдела военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа полковник юстиции Сергей Назаров. Общественный обвинитель - сопредседатель Общества российско-чеченской дружбы Станислав Дмитриевский.
По оценкам специалистов, суд над Будановым обещает быть непростым и долгим.
Ростов-на-Дону