"ЭКСПОРТНЫЙ контроль - совсем не то, что контроль над экспортом, хотя та и другая сфера государственной деятельности чрезвычайно важны для России". Таким неожиданным заявлением первый заместитель секретаря Совбеза РФ Михаил Фрадков предварил вчерашнее заседание консультативного органа при президенте страны. Экспортный контроль охватывает широкий круг вопросов, связанный с поставкой за пределы России как высокотехнологичных технических средств двойного назначения, так и собственно готовых оборонных изделий, а также включает в себя интеллектуальную деятельность, связанную с созданием оружия массового поражения, ракетных технологий. Контроль же за экспортом относится к квотированию и лимитированию исключительно гражданской деятельности.
Инициатором разработки и практического создания экспортного контроля в России еще три года назад выступил нынешний президент Владимир Путин. Вот уже полтора года действует закон, непосредственно относящийся к этой сфере. Россия является участником четырех международных институтов по экспортному контролю и придерживается установок пятого - имеющего отношение к Австралийско-Тихоокеанскому региону. Действия России находятся в полном соответствии с нормами международного права по контролю за высокими технологиями в сфере вооружений. Буквально несколько недель назад специальным указом создана комиссия по экспортному контролю.
Сегодня в систему оценки экспортных сделок по высоким технологиям входят МИД, Минобороны, ФСБ, СВР, Минатом и ряд других государственных органов. Они или выдают лицензию на экспорт, или отказывают. В большинстве случаев решение утверждает Минэкономразвития. Но в регионах оборонные предприятия имеют возможность экспортировать свою продукцию, минуя федеральный Центр. Представители президента в регионах берут данный аспект экономической деятельности под свой контроль. Для разбора спорных ситуаций создана специальная комиссия по этим вопросам и в Совбезе РФ.
В целом Совбез рассматривал две группы вопросов - политическую и технологическую составляющие экспортного контроля. Вот почему на своем последнем заседании Совбез поручил соответствующим министерствам и ведомствам разработать ряд нормативно-правовых актов. При этом, как особо подчеркивалось в ходе заседания, не должны ущемляться интересы и экспортеров, и ученых, специалистов - носителей интеллектуальной собственности. Весьма острая проблема - унификация законодательств со странами СНГ, в которых практически не обращается внимание на процессы экспортного контроля, а открытость границ с ними создает бреши прежде всего в системе национальной безопасности России. Понятна и цель расширения законодательной деятельности: Российская Федерация готовится вступить в ВТО и должна соответствовать ее требованиям в сфере экспортного контроля.
Совершенствуя систему экспортного контроля, Россия тем не менее не склонна копировать ее с западных образцов. В Москве, например, считают неприемлемой американскую практику некой сегрегации стран, произвольно деля их на государства со статусом желательных и нежелательных для внешней торговли. Кроме того, американская практика различного рода санкций также признана неприемлемой во внешнеэкономической деятельности. Происходит своеобразная подмена международного права своекорыстными экономическими интересами США в международной конкурентной борьбе. Например, США, выражая протест по поводу строительства Россией атомного реактора в Иране, сами же строят такого же класса реактор в Северной Корее. В сфере экспортного контроля, едины во мнении члены Совбеза РФ, не должно быть двойного стандарта. Однако шлифовка российского законодательства и практики принятия решений требуются постоянно, и эта работа будет продолжаться.