Второй день всеми мировыми информационными агентствами и большинством СМИ подается как суперсенсация заявление группы американских биологов об удивительных открытиях, связанных с выполнением программы расшифровки генома человека. ("Многие ученые сравнивают сегодняшнее открытие с изобретением колеса или полетом в космос и расщеплением ядра", - подчеркивается, например, в сообщении интернет-агентства Strana.ru) Собственно говоря, что послужило основанием для таких серьезных заявлений?
Напомним, что геном - это совокупность всех генов человека, его наследственный аппарат. Так вот, ученые, опубликовавшие свое сообщение в минувший понедельник в престижных научных журналах "Сайенс" и "Нейчур", преподносят как новость два факта: 1. количество генов у человека практически полностью совпадает с количеством генов у полевой мыши; 2. "количество генов человека оказалось практически в три раза меньше, чем было принято считать", то есть не 100 тыс., а всего - 30 тыс. Отсюда и все заголовки в СМИ типа: "Человек - это почти мышь". Подобное не могло не возбудить наиболее продвинутую часть налогоплательщиков. Однако при более тщательном рассмотрении новость эта оказывается "второй свежести".
Почти ровно семь лет назад мне довелось брать интервью у известнейшего российского ученого, тогда - председателя Научного совета Государственной научной программы России "Геном человека" академика Александра Баева (см. "НГ" от 5 января 1994 г.). Уже тогда в ответ на мой вопрос "Сколько в геноме человека генов?" Александр Александрович заявил: "Точно этого никто не знает. Впрочем, называют такие цифры - от 50 до 100 тысяч генов".
Насчет сходства человека с мышью. В молекулярной биологии давно известно такое крылатое выражение: "Что верно для кишечной палочки, то верно и для слона". Сошлюсь опять на мою беседу с академиком Баевым. "Геном мыши по своим размерам не отличается от размеров генома человека, а геномы некоторых организмов в 30 раз превосходят по размерам геном человека (саламандра, лилия)". Повторяю, сказано это было еще семь лет назад.
Так что нам остается только позавидовать умению западных научных менеджеров из мухи раздувать слона. Для пользы науки, естественно.