В последнее время наше правительство находится в весьма сложном положении. На фоне усиливающегося потока информации о грядущих отставках начали давать о себе знать ошибки, допущенные министрами и вице-премьерами еще летом-осенью прошлого года. По крайней мере две из них уже успели вызвать гнев президента России Владимира Путина. Речь идет о долге Парижскому клубу и энергетическом кризисе на значительной части территории нашей страны.
В таких сложных условиях известному финансовому дипломату - премьер-министру Михаилу Касьянову - придется двигаться в двух направлениях. Во-первых, показать, что проблемы не столь остры (или есть возможность быстро их устранить), а во-вторых, попытаться сместить тяжесть ответственности на плечи других персон.
О разрешении спора с Парижским клубом говорить пока еще рано. Миссия Международного валютного фонда только прибыла в Москву, и время убедить ее в нашей правоте еще есть. В крайнем случае избавиться от проблемы можно будет и в конце февраля, перечислив деньги клубу в полном объеме.
Со вторым вопросом гораздо сложнее. Проблема слишком запущенна. Недостаток финансовых средств в бюджете не позволяет быстро наладить бесперебойное снабжение теплом и светом как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Не случайно кабинет министров даже обратился за помощью к частным компаниям, которые, как уже писала "НГ", в срочном порядке направляют свои ремонтные бригады на Дальний Восток.
Тем не менее вчерашнее заседание правительства, на которое уже давно был вынесен вопрос об итогах работы ТЭКа в осенне-зимний период 2000-2001 года, дало прекрасную возможность показать, кто совершил самые грубые ошибки и как кабинет министров намерен справиться с проблемой.
Однако эффектными шагами, которых можно было ожидать после прозвучавших накануне заявлений Владимира Путина, оно не ознаменовалось. Хотя противостояния избежать не удалось. Официальный пресс-релиз, подготовленный по материалам
Минэнерго, возлагает часть ответственности на РАО "ЕЭС". Основной упрек - энергомонополия не определилась вовремя с приоритетами в закупках топлива, из-за чего не были созданы необходимые запасы угля и мазута на федеральных электростанциях. Причем, как говорится в документе, одна из причин - направление финансовых средств РАО "на другие цели". Александр Гаврин был основным докладчиком на правительстве. Однако и само Минэнерго не избежало критических стрел в свой адрес. Открывая заседание, премьер Михаил Касьянов напомнил, что вопрос о подготовке к зиме обсуждался на правительстве в прошлом году четыре раза и, например, в сентябре из уст руководителей РАО "ЕЭС", Минэнерго и Госстроя уже звучали заявления о полной готовности к холодам.
На самом заседании предлагались разные рецепты выхода. Губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов воспользовался случаем и заговорил о необходимости сдвинуть с мертвой точки проект разработки газового месторождения "Сахалин-3", способный, по его мнению, улучшить положение с энергоснабжением Дальнего Востока. Минфин обратил внимание на удачный опыт 2000 года, когда был изменен порядок оплаты энергоресурсов федеральными бюджетополучателями. В результате долг федеральных потребителей перед АО-энерго на протяжении прошлого года уменьшился с 18,3 до 9,2 млрд. руб. Ситуация же на региональном уровне противоположная - задолженность растет. В самом РАО полагают, что ответственность за последний кризис в Приморье во многом несут сибирские губернаторы, которые в дни самых сильных морозов вынуждены были не выпускать уголь за пределы своих регионов и тем самым блокировали поставки в Приморье. Ответственность за кризисное состояние целого ряда регионов разделили между РАО "ЕЭС", Минэнерго и региональными властями.
Когда после многочасового заседания к журналистам вышел вице-премьер Виктор Христенко, его первые слова звучали неожиданно оптимистично - последняя зима "в лучшую сторону отличается от предыдущих периодов". Имелся в виду рост производства электрической (на 3,5% в IV квартале 2000 года) и тепловой (на 1,3%) энергии. Однако в ходе ответов на вопросы стала вырисовываться менее радужная картина. Топливный баланс I квартала будет хоть и с напряжением, но выполнен. При этом "Газпрому" придется обеспечить поставки 1,2 млрд. куб. м газа сверх предусмотренных объемов, а для этого газовики должны меньше отправлять газа другим потребителям. Положение с запасами угля все еще тяжелое - до запланированного уровня не хватает более 2 млн. тонн. Хуже всего в Приморье - вместо необходимых 370-400 тыс. т угля запасы на электростанциях края составляют всего 38 тыс. т, то есть одну десятую. При этом именно в Приморье находится энергоугольная компания "Лутек" - один из первых опытов реформирования внутри РАО "ЕЭС". Тот факт, что формула "уголь из разреза в топку" не сработала, не может не отразиться на окончательном выборе проектов реструктуризации энергомонополии, признал Виктор Христенко. Впрочем, он добавил: "Хотелось бы, чтобы это отразилось на содержании реформ в энергетике, а не на политических моментах". Что имелось в виду под "политическими моментами", сказать трудно, однако ясно, что в правительстве делают выводы в связи с дальневосточным энергетическим кризисом и выводы эти могут коснуться и стратегического направления реформы электроэнергетики.