ВЧЕРА произошло событие, которое во многом стало прохождением "точки возврата" в выборе автоматического способа прекращения полета российского орбитального комплекса "Мир". В 5.58 (по московскому времени) был затоплен грузовой космический корабль "Прогресс М-43", на борту которого находились продукты питания для "экстренного экипажа" станции. Напомним, что так назывался экипаж, которому в случае невозможности сведения "Мира" с орбиты в беспилотном режиме пришлось бы отправиться на станцию и "вручную" подготовить ее к спуску. "Прогресс М-43" совершал полет в составе комплекса с 3 февраля 2000 года. 24 января 2001 года он был отстыкован от "Мира", но летел неподалеку от него. Если бы "Прогресс М-1-5" не смог штатно пристыковаться к комплексу, то "М-43" вновь соединился бы со станцией в ожидании прибытия на ее борт "экстренного экипажа".
В настоящее время существует несколько схем обеспечения ориентации комплекса "Мир" на солнце до момента его затопления в Тихом океане. Первая схема - использовать бортовые гиродины. Напоминающие огромные гироскопы, гиродины предназначены для поддержания определенного положения "Мира" в ходе его полета. Другой вариант - задействовать небольшие бортовые двигатели "Мира". Подобный подход также не лишен своих недостатков. Его реализация потребует немалых топливных затрат комплекса. Но есть и еще один способ - ввести комплекс в режим так называемой пассивной закрутки. "Мир" станет вращаться в космосе вокруг своих нескольких осей, поочередно подставляя солнцу свои многочисленные солнечные батареи. Гиродины и двигатели ориентации будут введены в действие в момент, непосредственно предшествующий началу сброса скорости, с тем, чтобы придать комплексу оптимальное положение для схода с орбиты.