ДИРЕКТОР ФСБ РФ Николай Патрушев, назначенный главой государства руководителем контртеррористической операции на Северном Кавказе, в понедельник вечером провел первое заседание созданного этим же указом оперативного штаба. По скупым официальным сообщениям, обсуждались "основные направления и первоочередные неотложные меры по реализации указа главы государства". Стало также известно, что заместитель Патрушева, руководитель департамента ФСБ по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Герман Угрюмов возглавил региональный штаб по проведению операции. В этот орган помимо заместителей руководителей всех причастных к урегулированию министерств и ведомств войдут руководители всех субъектов Федерации, входящих в Южный федеральный округ.
Помощник президента РФ Сергей Ястржембский не исключает, что Николай Патрушев сможет доложить руководству страны о проделанной работе еще до 15 мая - срока, определенного в указе президента страны. Между тем другое решение главы государства - о сокращении численности федеральных сил в Чечне - не зафиксировано в указе и пока остается лишь на словах. На это указывают представители военного командования. Например, начальник штаба воздушно-десантных войск России Николай Стаськов заявил, что значительная часть подразделений десантников в Чечне будет сокращена к предстоящей весне, однако заметил, что конкретного графика вывода пока не поступало. Как бы то ни было, в целесообразности сокращения группировки не сомневается практически никто, если не считать отдельных политиков. Например, федеральный министр по Чечне Владимир Елагин считает, что сейчас в республике столько войск, что "они наступают друг другу на пятки". Мэр Грозного Бислан Гантамиров считает, что армия в ее нынешнем состоянии "только мешала становлению гражданской власти в республике", а сотрудники МВД "достаточно негативно зарекомендовали себя в глазах населения своими "зачистками" и стоянием на блокпостах".
Последние изменения представители российского руководства связывают со становлением в Чечне вертикали власти, поддержкой Москвой плана урегулирования главы администрации республики Ахмеда Кадырова и передачей части функций "силовиков" чеченской администрации. Последняя, в свою очередь, активно занимается формированием правительства. Вчера в Москве находился назначенный премьер-министром Чечни Станислав Ильясов. На совещании у Владимира Елагина обсуждались структура и состав создающегося кабинета, а также первоочередные меры по восстановлению республики. На всю работу по формированию правительства отводится две недели. Пока никаких фамилий не называется, но, по словам Елагина, подбор министров осуществляется исходя из полувоенных условий, в которых им придется работать. Ильясов также подчеркивает, что будущие члены правительства должны быть "не робкого десятка". Уже известно, что кабинет будет состоять из нескольких основных блоков: финансового, по восстановлению жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственного, экономического, социального, топливно-энергетического. Последний, по мнению Елагина, должен стать одним из основных источников финансирования восстановления. Кроме того, министр предлагает направлять на эти цели средства, получаемые от поставок компанией "Итера" газа в Азербайджан транзитом через территорию Чечни. Вопросы формирования правоохранительного блока правительства Елагин и Ильясов, видимо, оставили на рассмотрение Ахмеда Кадырова с главой государства. Кстати, бывший глава МВД РФ Анатолий Куликов не видит необходимости увеличивать численность чеченской милиции до 20 тыс. человек, как это сейчас предлагается определенными силами, считая, что это будет "легализацией боевиков".
Между тем заместитель начальника ФСБ Ставропольского края по Кавказским Минеральным Водам Алексей Круглов выступил по местному телевидению с достаточно скандальным, особенно на фоне открывшейся в Страсбурге сессии ПАСЕ, заявлением. По его словам, во время визита на Северный Кавказ докладчика ПАСЕ по Чечне лорда Джадда зафиксированы контакты с ним представителей идеолога чеченских сепаратистов Мовлади Удугова. Они якобы рекомендовали лорду прекратить контакты с Асланом Масхадовым и полностью переориентироваться на Шамиля Басаева. Оперативность и резкость, с которыми это сообщение опроверг сам Удугов, свидетельствуют о том, что не самый высокопоставленный сотрудник ФСБ как минимум доставил идеологу экстремистов неудобства.