В КОСОВО, немногим более полутора лет находящемся под протекторатом ООН и НАТО, - очередной этап наваждения. Чем шире отсюда поток информации о воздействии обедненного урана, тем чаще стали прибывать главы военных ведомств и генеральных штабов из государств, обеспечивающих миротворческую операцию в этой недавней провинции Югославии. Министр обороны ФРГ привез с собой в минувшее воскресенье в Приштину, центральный город Косово, одного из светил ядерной науки, который демонстрировал на пресс-конференции безвредность обедненного урана, замеряя его излучение дозиметром с оборотной стороны генеральской фуражки. Результаты оказались нулевыми. Армейские шутники подметили, что, должно быть, в счетчик Гейгера забыли поставить батарейки.
Четыре десятка офицеров пресс-центра KFOR буквально сбиваются с ног, поскольку по сравнению с январем прошлого года визиты высокопоставленных военных особ возросли в несколько раз, а февраль обещает быть еще более напряженным. Каждая такая парадная встреча означает дополнительную нагрузку по ее подготовке для того или иного национального контингента войск, измученного бесконечной службой в очень нестандартных условиях, а после ее завершения практически ничего ни в общей ситуации, ни в положении самих военнослужащих к лучшему не меняется. Кстати, в начале месяца ожидается и визит министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева.
Скорее сами визитеры получают положительный заряд от визита в Косово, а не их подчиненные. Во всяком случае они получают возможность увидеть, что никакой паники ни в войсках миротворческого контингента, ни в их национальных частях и подразделениях по поводу обедненного урана нет. Население Косово тем более абсолютно безучастно к той истерии, которая по этому поводу была поднята в Европе. Беседы на эту тему не находят никакой поддержки как в проалбанских, так и в сербских общественных организациях. Местные газеты также не считают ее важной. У населения Косово свои, более острые проблемы, в том числе и по экологии. В связи с этим вспоминают, что когда в Косово вошли французские войска (в один день с российскими, то есть первыми), то их командование било тревогу по поводу того, что вода этого края отравлена тяжелыми металлами и непригодна для употребления. Вредными для здоровья человека оказались последствия беззаботного развития алюминиевого производства.
Со своей стороны, командование НАТО проявляет чрезвычайную озабоченность проблемой последствий воздействия на здоровье людей необогащенного урана. По уверениям высоких чинов, соответствующие меры предосторожности предпринимаются начиная с лета 1999 года, то есть когда войска вступили на землю Косово. Разработаны специальные карты, где обозначены районы применения этого вида оружия. Всего их 15, в основном они вытянулись дугой вдоль границы с Албанией. Их значительная часть занимает территорию западного сектора, входящего в зону ответственности Италии. Два - в немецкой зоне ответственности. Один непосредственно примыкает к району расположения одного из четырех российских батальонов, находящихся в Косово.
Первоначально огороженные места использования боеприпасов с урановой начинкой были снабжены табличками об опасности радиоактивного заражения. Повторенные через год обследования показали, что опасности для здоровья людей нет, таблички сняли, но ограждения оставили. KFOR разъясняет населению, какие меры предосторожности следует соблюдать, как относиться к неразорвавшимся снарядам, если они случайно будут обнаружены, и другие нехитрые правила.
Одновременно генсек НАТО предложил всем воинским контингентам провести доскональные исследования в национальных формированиях собственными силами. Различного рода медицинские комиссии устремились в Косово. У россиян каждого военнослужащего внимательно осмотрели опытные медработники, взяли кровь для анализа.
Тем не менее специалисты теряются в догадках и не очень-то верят в смертоносное воздействие обедненного урана. Дело в том, что от момента рокового влияния на организм человека до появления первых признаков лейкемии должно пройти не менее пяти лет. Понятно, что за меньший срок результаты бомбардировок Косово в 1999 году не могут ни проявиться, ни стать прямой причиной заболеваний, как, впрочем, и воздействие плохой экологии края. Таких причин может быть тысяча и одна, причем не связанных с Косово. Известно, например, что, по статистике, заболеваемость лейкемией на 1000 жителей в Италии в 2,5 раза выше, чем в США. Да и сам обедненный уран скорее ни при чем, утверждают в пресс-службе KFOR. В подтверждение приводят такой пример: в распространенной модели гражданского самолета "Боинг-747" в целях придания жесткости консоли крыла используется почти полторы тонны этого материала, но ведь никто же из миллионов пассажиров не поднимает паники, заболеваний, подобных раку крови, у них не замечено.
Более или менее полная картина результатов изучения взаимосвязи между применением уранового оружия и "эпидемией" лейкемии среди военнослужащих станет ясна не ранее марта. Тем не менее среди членов НАТО усиливаются настроения в пользу изъятия из употребления в боеприпасах обедненного урана. Особенную активность проявляет бундесвер.
Косово