Вопрос о власти в Чечне решен окончательно, администрация республики избавилась от приставки "временная", а план Ахмеда Кадырова по урегулированию ситуации одобрен главой государства Владимиром Путиным. Таков итог достаточно бурных событий последних двух дней, но его достижение, судя по всему, было очень непростым как для Москвы, так и для чеченского руководства. Достаточно напомнить, что решение о создании правительства республики было принято больше недели назад, тогда же была названа кандидатура бывшего руководителя правительства Ставрополья Станислава Ильясова в качестве премьера.
Вчера Владимир Путин подписал указ о системе органов исполнительной власти Чечни, фактически наделяющий администрацию республики реальной властью, а не некими неопределенными полномочиями, которыми Кадыров довольствовался до сих пор. Теперь согласно указу он стал высшим должностным лицом в ЧР, имеющим право назначать и освобождать от должности по согласованию с полпредом президента в Южном федеральном округе председателя правительства республики, являющегося заместителем главы администрации. Слово "временная", как уже отмечалось, исключено из названия администрации до избрания в установленном законом порядке органов государственной власти. Правительство формируется главой администрации по предложению премьера, согласованному с полпредом президента в ЮФО. Глава администрации представляет республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также осуществляет общее руководство деятельностью администрации и иные полномочия в соответствии с законодательством". Правительство согласно указу разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, а также осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Кроме того, кабинет представляет администрацию в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования республики, обеспечивает исполнение республиканского бюджета. И, наконец, акты главы администрации и правительства ЧР, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в республике.
Как видно, глава администрации становится полноценным руководителем республики, чего долгое время и добивался Кадыров. Сразу после подписания указа он, как и обещал, назначил руководителем правительства Чечни Станислава Ильясова. Новый премьер в первом выступлении в этом качестве назвал своей основной задачей "перевод военной обстановки в гражданское русло". Он заверил, что у них с Кадыровым найдено общее понимание проблем, стоящих перед республикой. А федеральный министр по Чечне Владимир Елагин заявил, что распоряжаться финансовыми средствами, выделенными республике, станет чеченское правительство, без ведома которого ни одно решение не будет претворяться в жизнь.
Что касается плана урегулирования ситуации, предложенного Кадыровым, то он, в общем-то, не стал новостью, поскольку все его предложения обсуждались уже не один месяц. План предусматривает создание при главе администрации консультативного органа из авторитетных представителей общественности и религиозных деятелей, на который возлагается задача подготовки нормативной правовой базы, необходимой для реинтеграции Чечни в политико-правовое пространство РФ. Кадыров также предложил начать разработку новой Конституции ЧР и к декабрю этого года создать нормативную базу для проведения выборов в органы государственной власти республики. В экономической области Кадыров настаивает на необходимости создать условия для привлечения к восстановлению экономики и социальной сферы субъектов РФ, прежде всего ЮФО. Для создания условий для возвращения жителей республики в места их постоянного проживания предлагается восстановить энерго-, газо-, водоснабжение городов и населенных пунктов, начать восстановление и строительство жилья в сельской местности. Самым важным в этих не новых предложениях является то, что теперь, видимо, должна начаться их практическая реализация. По крайней мере помощник главы государства Сергей Ястржембский заметил, что впервые с начала контртеррористической операции не Москва, а руководство Чечни выходит с планом по политическому урегулированию.
В то же время напомним, что помимо "плана Кадырова" существовали и другие мнения о власти в Чечне, самым заметным из которых было предложение ввести должность "генерал-губернатора" с самыми широкими полномочиями, включая контроль за силовыми структурами. Этого не произошло, поэтому вопрос о координации действий гражданских и военных властей остается открытым даже несмотря на то, что "акты главы администрации и правительства обязательны к исполнению в республике". Даже если группировка федеральных сил в Чечне по предложению Кадырова будет сокращена, она не будет маленькой, а ее командование сможет только выслушивать главу администрации, но не подчиняться ему. Поэтому Кадыров выступает за формирование уже в марте этого года системы правоохранительных органов Чечни, укомплектованной местными жителями и способной "на деле вести борьбу с боевиками". Численность будущего МВД республики он планирует довести до 5 тыс. человек, считая, что этого "достаточно, чтобы найти и нейтрализовать оставшихся главарей бандформирований".
Мнение сторонников вчерашнего указа можно отразить словами спецпредставителя президента РФ по правам человека в Чечне Владимира Каламанова, который считает, что президент "уделяет этому вопросу колоссальное внимание, есть четкая программа действий в Чечне". По его словам, трудно было бы найти фигуру, которая бы лучше подходила по должности премьера чеченского правительства, чем Станислав Ильясов. Каламанов считает, что главное, что нужно сегодня сделать в Чечне, - "организовать систему исполнительной власти, которая бы действовала вне политики, то есть занималась бы непосредственно хозяйственными проблемами".
Особое мнение относительно событий последних дней высказал в интервью "НГ" депутат Госдумы РФ от Чечни Асламбек Аслаханов. Более чем недельное промедление с подписанием указа президента он связал с "баталией" вокруг кандидатуры главы правительства. По его словам, Кадыров хотел назначить на этот пост человека из своей команды, но ему предложили кандидатуру Ильясова. При этом Аслаханов заметил, что в Чечню всегда направлялись те, кто "где-то не справлялся, любой, дескать, сойдет". "Елагин проиграл выборы в Оренбурге и был назначен федеральным министром по Чечне, Ильясов проиграл в Ставрополье - стал премьер-министром", - заметил Аслаханов. Для депутата "большая тайна", как будут взаимодействовать Владимир Елагин и Станислав Ильясов, будут ли они работать в Чечне или сидеть в Москве и распределять федеральные деньги. Аслаханов выразил недоумение тем, что все вопросы решались келейно, "тихо-тихо", будто "Чечня является вотчиной одного-двух человек". Он считает, что нужно было спросить мнение людей или обратиться, например, к Саламбеку Хаджиеву, Руслану Хасбулатову, Умару Автурханову, Доку Завгаеву.
Отвечая на вопрос о возможных улучшениях ситуации после вчерашних решений, Аслаханов сказал: "Какие могут быть улучшения? Неужели надо быть настолько тупым, чтобы не понимать, что улучшение в Чечне никогда не наступит, если там не перестанут убивать мирных людей, если не перестанут бесследно пропадать молодые люди? Людей истязают, в любое время проводят зачистки, взрывают дома, унижают студентов, которые ходят на занятия, расстреливают на месте, если кто-то не понравился, и говорят, что это был боевик. И никто за это не отвечает. Какое может быть восстановление экономики, когда каждые день и ночь друг друга убивают? Именно в Чеченской Республике распоряжения президента и премьер-министра РФ не выполняются. А те органы, которые должны обеспечивать соблюдение законов, прикрывают палачей. Сколько уже денег выделено, и ничего не восстановлено. Сколько можно воровать?" И все же Аслаханов как "человек с советским менталитетом" всегда рассчитывает, что "с назначением нового царя-батюшки по финансовым потокам какие-то позитивные изменения будут", что "у Ильясова, Елагина и других хватит разума, чтобы деньги направлять по назначению".
***
НА ВЧЕРАШНЕЙ встрече с Владимиром Путиным глава временной администрации Чечни Ахмад Кадыров попросил президента вывести с территории Чеченской Республики "избыточные" войска. Точных цифр сокращения или названий частей в предложениях Кадырова не содержалось, поскольку они были сделаны в достаточно общей форме. Президент России к этой просьбе отнесся в целом позитивно и по итогам встречи дал поручение руководителям силовых ведомств подготовить предложения по сокращению численности войск в Чечне. По всей видимости, в обозримой перспективе в качестве основных соединений федеральных войск в Чечне останутся на постоянной основе 42-я мотострелковая дивизия и бригада внутренних войск МВД.
По замыслам военных, войсковая группировка в республике в ближайшем будущем сосредоточит основное внимание на обеспечении безопасности мирных жителей. Охота за разрозненными группами боевиков и их непримиримыми лидерами (это касается в первую очередь горной местности) будет поручена подразделениям специального назначения. Командиры частей МО РФ, размещенных в Калиновской, Ханкале, Борзое, Шали и ряде других населенных пунктов Чечни, будут оперативно подчинены комендантам районов. Помимо частей Минобороны в Червленой, Гудермесе, Курчалое, Урус-Мартане, Ведено будут размещены батальоны внутренних войск МВД численностью до 500 бойцов каждый.
Таким образом, общая численность ОГВ (С) в ближайшее время составит 50-60 тыс. военнослужащих Вооруженных сил, внутренних войск и милиции. Половина из них будут находиться в Чечне на постоянной основе, при этом календарный срок службы офицеров, прапорщиков и контрактников предполагается не менее двух лет. Для размещения этого контингента развернуто большое строительство. По данным ГлавКЭУ Минобороны, в Чечне сейчас действуют около 4 тыс. военных строителей и гражданского персонала, задействовано около 300 единиц строительной техники, машин и механизмов.
Отметим, что война в условиях горно-лесистой местности с небольшими по численности формированиями сепаратистов практически никогда не требует присутствия значительных масс войск и техники, которые в специфических условиях театра военных действий просто негде развернуть, но всегда предъявляет исключительно высокие требования к боевым качествам офицеров и бойцов. В условиях горной войны почти все зависит от искусства, храбрости и инициативы командиров мелких подразделений и морального духа солдат.
В этой связи достаточно показателен тот факт, что в течение второй половины 2000 г. в 42-й мотострелковой дивизии 3306 военнослужащих (а это почти треть дивизии) уволены досрочно из-за несоблюдения условий контракта, что в первую очередь связано с низкими морально-деловыми качествами бойцов-контрактников. Учитывая, что государство затратило немалые средства на их обмундирование, перевозку в район боевых действий из различных регионов страны, питание, выплату денежного довольствия, получается, что для весьма значительной части дивизии, которая остается в Чечне на постоянной основе, командировка на войну превратилась в кратковременный тур. Такие расходы для казны представляются ничем не оправданными и достаточно разорительными.
Не до конца продуманным оказался вопрос и о выплате так называемых "боевых" денег. Порой принятая система материального поощрения непосредственных участников боевых действий разлагающе действует на войска, сеет семена розни и вражды между различными группами военнослужащих. В армии существует объективная необходимость во всех военно-учетных специальностях. Ратный труд спецподразделений и работа банно-прачечного поезда одинаково важны для достижения общего успеха в боях и операциях. Помимо этого вокруг выплат "боевых", как обычно, расцвели многочисленные злоупотребления и криминал. Возникли целые преступные сообщества, которые по оплачиваемым наводкам из штабов обирают военнослужащих, получивших расчет, оказывая им "услуги", от которых солдаты не в состоянии отказаться.
Таким образом, обстановка в Чечне объективно не требует присутствия в республике значительных контингентов войск, однако выдвигает весьма и весьма высокие требования к качеству бойцов и командиров. Внимание органов федеральной власти, руководящего состава Минобороны и МВД к этому блоку вопросов должно быть, как считают многие эксперты, основательно усилено.