Вчера в столице был открыт памятник Раулю Валленбергу - шведскому дипломату, спасшему во время Второй мировой войны около 100 тысяч евреев, а затем репрессированному сталинским режимом. Памятник работы итальянского скульптура Джан Пьетро Кудино установлен во внутреннем дворе Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеции в России Хенрик Свен Хирдман, пришедший на церемонию открытия, сообщил, что, несмотря на усилия "лучших экспертов" королевства, до сих пор судьба Рауля Валленберга, который был арестован 56 лет назад в Будапеште, остается неизвестной. "Правительство Швеции долгое время настороженно относилось к идее создания мемориала этому дипломату из-за того, что мы не знаем, жив он или мертв, и его возведение могло бы растревожить членов семьи Валленберга", - сказал Хенрик Свен Хирдман. Но этим летом такой мемориал все же откроют в центре Стокгольма. Он также сообщил, что по одной из версий дипломат погиб летом 1947 года, однако есть и множество других версий.
В отличие от Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Швеции в России у председателя Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Александра Яковлева нет никаких сомнений в том, что Рауль Валленберг погиб. По его словам, представители советского государства то и дело меняли свою версию развития событий после ареста дипломата, но потом Андрей Громыко заявил, что Валленберг "умер от инфаркта". Однако, по словам Яковлева, врач, который констатировал смерть дипломата, написал "предположительно умер от инфаркта" и рекомендовал провести вскрытие. Но, не проводя вскрытия, тело кремировали.
На церемонии открытия присутствовал и троюродный брат дипломата - Ян Валленберг. "Я моложе своего брата на 21 год, - сказал г-н Валленберг - И я должен признаться, что у меня нет никаких собственных воспоминаний о нем. Но на меня всегда производили большое впечатление рассказы о его мужестве". По словам Яна Валленберга, когда он проходил таможенный контроль на венгерской границе, один из таможенников подбежал к нему и спросил: "Вы - родственник нашего героя?" Когда об этом рассказали матери Рауля, она, говорят, заплакала.