Назначенная на завтра инаугурация нового президента США Джорджа Буша омрачилась событием, которое в считанные часы обернулось крупным международным скандалом и в будущем грозит неприятностями в отношениях между Америкой, с одной стороны, и Россией и Белоруссией - с другой.
В ночь со среды на четверг в Нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди был задержан и отправлен в Бруклинскую тюрьму госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин. Таким образом правоохранительные структуры Соединенных Штатов выполнили судебное поручение прокуратуры Швейцарии по так называемому "делу Мабетекс". Бородин был приглашен в США членом финансового комитета избирательной кампании "Джордж Буш - победитель-2000", членом комитета по инаугурации нового президента Джеймсом Зенга в качестве почетного гостя. Казалось бы, это могло дать ему повод не опасаться принудительных действий в свой адрес. Однако все не так просто. Официальный список приглашенных Инаугурационным комитетом невелик. Из числа иностранцев в него входят послы зарубежных стран в США и по одному (максимум двое) гостей. Россию кроме посла Виктора Ушакова на церемонии будет официально представлять лидер думской фракции "Единство" Борис Грызлов. Бородина в этом списке нет.
Как пояснил "НГ" один из сотрудников посольства США в Москве, для американцев Бородин въезжал в страну как частное лицо и по частному приглашению.
Накануне отъезда в Америку Бородин сдал свой дипломатический паспорт для оформления въездной визы, однако по каким-то причинам она не была оформлена вовремя, и он улетел в Нью-Йорк, имея при себе только общегражданский паспорт РФ. Вероятно, Бородин предполагал, что веским поводом для задержания этот факт служить не может, так как он, являясь международным чиновником высокого ранга, обладает дипломатическим иммунитетом, а потому его не тронут. Однако он не учел, что все это было бы так только при наличии подтверждающего его статус диппаспорта. Но всем известно, что американское правосудие отличается своей независимостью, поэтому, в случае если этот скандал выйдет за предсказуемые рамки, американская сторона всегда может объяснить столь неприятный инцидент формальным отсутствием у Бородина нужного документа. Шанс на такое "досрочное освобождение" Пал Палыча из Бруклинской тюрьмы хоть и невелик, но он существует.
Наиболее вероятный сценарий развития событий можно назвать весьма неприятным не только лично для Бородина, но и для Кремля. В самое ближайшее время Швейцария намерена потребовать выдачи Бородина как главного подозреваемого в "деле Мабетекс", и поскольку между США и Швейцарией действует двусторонний договор о взаимной правовой помощи, то в срок от 40 до 60 дней потенциальный подсудимый швейцарского суда может быть переправлен в места не столь отдаленные кантона Женевы. Как заявил пресс-секретарь швейцарского бюро юстиции Фолко Галли, женевская прокуратура выписала международный ордер на арест Павла Бородина еще 31 января 2000 года. Таким образом, высокопоставленный российско-белорусский чиновник, подозреваемый в отмывании денег, уже почти год фактически находился в международном розыске.
Разумеется, и сам Бородин, и все наши государственные и правоохранительные структуры прекрасно это знали. Напомним, что скандал вокруг "Мабетекс" разразился в январе 1999 года, когда Генпрокуратура России попросила отчаянного швейцарского прокурора Карлу дель Понте провести обыски в представительствах этой фирмы. Это было не только дело о коррупции, в котором, как утверждалось многими СМИ, фигурировали имена как минимум пяти сотрудников президентской администрации Бориса Ельцина, но и дело политическое. На Юрия Скуратова, который стал "раскручивать" документы Счетной палаты, проверившей расходы по реконструкции Кремля, делали серьезную ставку претендовавшие на власть Евгений Примаков и Юрий Лужков. Коррупционная связь между главой "Мабетекса" Беджетом Пакколи и Павлом Бородиным, в случае если бы она подтвердилась, могла не только с грандиозным скандалом свергнуть ельцинский режим, но и навсегда закрыть двери во власть многим влиятельным лицам.
Подозрение в том, что Бородин не только брал крупные взятки у Пакколи, но и делился ими, возникло у Скуратова после того, как его швейцарская коллега якобы обнаружила при обысках серьезный компромат и две кредитные карточки на имя дочерей Ельцина. На основании этого предположили, что Бородин проводил оплату работ по реконструкции Кремля по двойной схеме финансирования, привлекая бюджетные средства и поступления от продажи нефти, а вырученные таким образом "левые" деньги "отмывал" в Швейцарии. В частности, через фирму "Мерката Трейдинг". Все эти обвинения в ходе следствия то опровергались, то снова всплывали в качестве серьезных доказательств, то опять объявлялись сфальсифицированной "липой".
Как известно, скандальное, но довольно вялотекущее "дело Мабетекса" было перебито более свежим и более доступным для российского обывателя "сексуальным скандалом" с генпрокурором. И хотя за Скуратова бились с Кремлем не только Лужков с Примаковым, но и верхняя палата парламента, участь генпрокурора была решена. Как, впрочем, и участь "кремлевского завхоза". Сам Скуратов заявил, что расследование дела по "Мабетексу" тормозила ФСБ, возглавляемая тогда Владимиром Путиным. По словам Скуратова, цитируемого газетой "Монд", "Путин лично позаботился о том, чтобы меня отстранили от должности". Возможно, что бывший генпрокурор в данном случае так и не простил нанесенного ему властями публичного оскорбления, однако надо ли говорить о том, что в благополучном разрешении сегодняшней скандальной ситуации вокруг Павла Бородина заинтересован и лично президент России. Тем более что у него все же был выбор - он мог и не одобрить в свое время назначение Бородина на должность госсекретаря Российско-Белорусского Союза. Не потому, что Пал Палыч действительно в чем-то виновен (Генпрокуратура России в отличие от швейцарской уже закрыла "дело Мабетекс" за отсутствием доказательств), но хотя бы потому, что бывший управделами президента давно стал весьма одиозной фигурой. И сам факт сохранения Павла Бородина на этом важном государственном посту, по сути дела, расценивался многими на Западе как неуважение братьев-славян к международному мнению. Собственно, результат не заставил себя ждать. Первая же попытка высокопоставленного чиновника Российско-Белорусского Союза в ранге дипломата выехать за пределы родины после заведения на него уголовного дела в Швейцарии закончилась задержанием. Права или не права швейцарская прокуратура в своих обвинениях, но сам факт, что Бородин соблазнился на инаугурационный прием, объяснить довольно сложно. Целый год все газеты только и писали о деле Бородина, швейцарская прокуратура перманентно наносила визиты московским коллегам. Отправиться в Америку, не проконсультировавшись с соответствующими российскими органами, тем более что Павел Бородин явно имеет такую возможность, иначе как, мягко говоря, непростительную неосторожность расценить нельзя. Если же Бородин все-таки получил предварительное "добро" на свою поездку, неясно, на что надеялись те, кто это "добро" ему давал. Не иначе как "на авось"? Самое же невероятное предположение: российская сторона, что называется, решила таким способом "избавиться" от Пал Палыча, не выдерживает критики - есть пути и попроще, чтобы сместить Бородина с поста госсекретаря Союза России и Белоруссии.
Тем более что и России, и Белоруссии сейчас придется делать все возможное, чтобы освободить Бородина. Путин, правда, молчит. И, видимо, будет продолжать это делать. А Лукашенко как нынешний глава Союза уже высказался по этому поводу. Белорусская сторона выражает негодование и протесты, заявляя о кознях Запада, о "произволе и неуважении к свободе личности и демократии". Российский МИД готов, по словам Игоря Иванова, к "активным шагам, демаршам как в США, так и в Швейцарии с целью добиться незамедлительного и безусловного освобождения Павла Бородина". Парламентарии обеих стран Союза шумят о том, что задержание госсекретаря "наносит удар по имиджу нового президента США". С заявлениями и комментариями выступали вчера политики всех мастей. И большинство ситуацию с Пал Палычем расценили как дерзкий ответ Америки на задержание в Испании "единственного оплота демократии в России" Владимира Гусинского. Ведь известно, что и конгресс США, и Мадлен Олбрайт были недовольны действиями российских властей в отношении медиамагната.
Не менее правдоподобной может быть версия о связи задержания Бородина с недавним делом осужденного американского шпиона Эдмонда Поупа. Как известно, в случае раскрытия контрразведывательными органами какой-либо страны случая шпионажа со стороны другого государства спецслужбы второго отвечают тем же. Если бы в России был уличен в шпионаже американский дипломат и его (как обладающего иммунитетом) выслали бы из страны, через какое-то время американские власти выслали бы кого-нибудь из российских дипломатов. То есть ответ всегда адекватен. Случай с Поупом сложнее, поскольку тот не обладал дипломатической неприкосновенностью. Американская контрразведка, вероятно, в данный момент не может раскрыть никого из российских разведчиков, действующих без дипломатического прикрытия. Политически США после истории с Поупом нам проигрывали 0:1. Высылать дипломата - это уже выход за рамки неписаных правил. И потому Вашингтон мог выбрать Бородина просто как первую удобную жертву. Если эта версия верна, то можно предположить, что Пал Палыча ожидает судьба Поупа: его в конце концов отпустят, но в качестве шага доброй воли. Для США же с освобождением Бородина представится еще одна возможность продемонстрировать желание всячески улучшать диалог с РФ.
Что же касается российско-американских отношений, то на них скандал с Бородиным, как представляется, повлияет лишь в публично-символическом плане. По крайней мере Бородин для нынешнего российского руководства - не та фигура, из-за которой Кремль может пойти на серьезное обострение диалога с Белым домом. Тем более что у Москвы и Вашингтона и так достаточно острых проблем гораздо более важного характера, как, например, вопросы о национальной ПРО, необходимости привлечения иностранных инвестиций в Россию.
Как полагают источники "НГ" в политологических кругах США, скандал с Бородиным - помимо прочего и прощальный "подарок" администрации 42-го президента США своему преемнику. Это подтверждается в какой-то мере и сообщениями о том, что сам Клинтон знал о готовившемся задержании российского чиновника.
Не исключено, что внезапно разразившаяся "бородинская битва" в самое ближайшее время завершится освобождением госсекретаря Союза России и Белоруссии из американской тюрьмы. Не исключено также, что российские власти попытаются найти какое-то понимание у властей Швейцарии. Впрочем, не менее важно, чтобы российские чиновники правильно поняли эту ситуацию и извлекли из нее необходимый урок.