ГРАЖДАНСКАЯ панихида по умершему 12 января бывшему начальнику КГБ СССР Владимиру Ефимовичу Семичастному состоялась утром в среду. Но, судя по всему, Федеральная служба безопасности России решила провести гражданскую панихиду и похороны без лишней шумихи. Информации о панихиде не было ни на одной ленте агентств.
Подготовка к церемонии началась около 10 часов утра. Примерно к этому времени во всех переулках в районе Большой Лубянки работники ГИБДД начали активно патрулировать улицы. Как ни странно, проведение гражданской панихиды в одном из самых запруженных машинами мест центра Москвы не привело к полному затору в районе Большой Лубянки. И хотя спешащие на работу москвичи изрядно понервничали, проезжая Лубянский проезд, происходящее вызвало явный интерес автомобилистов, которые, вырвавшись наконец на зеленый свет, с любопытством притормаживали, проезжая вдоль очереди к дому # 12. Впрочем, случайные пешеходы, спешащие в повседневной суете по скользкому асфальту, были так же заинтригованы. Увидев всю скорбную атрибутику похоронных процессий и автобусы, выстроенные вдоль серого здания на Лубянке, пожилые люди робко спрашивали, что, собственно, произошло. Узнав, кого провожают в последний путь, те, что постарше, многозначительно протягивали междометие "А-а" и степенно удалялись с еще более озабоченным видом. Известно, что старики не любят думать о смерти своих ровесников. Тем более если вспомнить, что легендарный председатель КГБ СССР (1961-1967 гг.) Владимир Семичастный родился в1924 году. Однако, несмотря на неприятную слякотную погоду, все ветераны КГБ СССР пришли проститься с Владимиром Семичастным. Многие приходили в сопровождении жен в традиционных каракуле и норке - отголосках партийного шика 50-60-х годов.
Длинная очередь желающих проститься с бывшим председателем КГБ тянулась вдоль Большой Лубянки и дальше загибалась за угол в соседний переулок. Некоторые из собравшихся были действительно сильно подавлены, другие, как правило помоложе, относились к происходящему скорее с почтением. Людей случайных было немного, хотя горожанам дом # 12 знаком как один из супермаркетов "Седьмой континент". Кстати, площадку для парковки перед домом заблаговременно освободили, а двери магазина на время церемонии почетного выноса тела закрыли.
Вошедшие в здание попадали в огромное фойе с мраморными колоннами, давящими и величественными, как и полагается стилю ампир. Первое, что попадалось им на глаза, - это некролог с фотографией почившего. В фойе неспешно беседовали целые компании людей, в основном сотрудников КГБ в отставке. Далее дверь вела в квадратную залу с несколько возвышающейся большой прямоугольной нишей, в которой находился оркестр. Тело располагалось прямо напротив входа, в обитом траурным пурпурным сукном гробу. Подле него лежали венки со свежими алыми и белыми гвоздиками, розами, хризантемами и лилиями. Оркестр играл траурную мелодию.
Вся церемония гражданской панихиды продолжалась полтора часа. На улицу тело умершего вынесли на полчаса позже, чем было запланировано. Впереди шел священник...