ДМИТРИЙ БРАГИШ приехал в Москву сразу же после лидера молдавских коммунистов Владимира Воронина. В программе его визита первой стояла уже традиционная встреча с российским премьером Михаилом Касьяновым, на которой также традиционно обсуждалась проблема долгов Молдавии за газ. Этот вопрос остался нерешенным - российский премьер заявил, что подготовленное к встрече соглашение или вовсе не будет работать, или проработает максимум полгода, так что смысла его подписывать нет. Одновременно стороны договорились работу над текстом соглашения продолжить. Затем состоялась и встреча Дмитрия Брагиша с президентом России Владимиром Путиным.
На встрече Путина с Брагишем обсуждалась, по всей видимости, прежде всего ситуация в Молдавии, складывающаяся перед назначенными на 25 февраля досрочными выборами. На выборах не только будет избираться состав парламента на следующие 4 года, но фактически и президент. Воронин и Брагиш возглавляют два крупнейших предвыборных объединения - Партию коммунистов и Альянс Брагиша (состоит из почти 10 партий, преимущественно левоцентристской ориентации), которые считаются главными предвыборными фаворитами. Российское руководство активно участвует в переговорах между основными политическими силами Молдавии, пытаясь определить наилучшую для себя конфигурацию. В этих консультациях участвует и бывший председатель КГБ Владимир Крючков, который уже несколько раз встречался с Ворониным. Встреча Путина с Ворониным, состоявшаяся 11 января, проходила полтора часа вместо планировавшихся двадцати минут.
По имеющейся информации, российское руководство все-таки склоняется к тому, чтобы президент Петр Лучинский оставался на своем посту следующие 4 года. Для этого его кандидатуру должны поддержать коммунисты, у которых в новом парламенте будет блокирующий пакет голосов. Пока Владимир Воронин и его товарищи по партии возражают против того, чтобы Лучинский сохранил за собой пост президента еще на один срок. На состоявшейся после возвращения Воронина в Кишинев его встрече с Лучинским главным стал вопрос о взаимоотношениях в предвыборный период, в новом парламенте и на выборах президента. Однако прийти к согласию стороны так и не смогли.
Теперь российскому руководству предстоит оценить перспективы Дмитрия Брагиша в качестве возможной компромиссной фигуры. С Брагишем у коммунистов всегда были неплохие отношения, и вполне возможно, что он мог бы стать фигурой договоренности между основными действующими силами, если других вариантов не останется. Если российское руководство сочтет, что вариант Брагиша имеет перспективу, то он может рассчитывать на существенную поддержку из Москвы, что окажется весьма кстати.
Окончательно ситуация определится только после выборов. Пока коммунисты, которые по всем социологическим опросам уверенно лидируют, все-таки не могут рассчитывать на большинство в 61 голос, и, следовательно, выбрать президента сможет только коалиция из основных партий. Пока союз Лучинский-Воронин-Брагиш - это основной вариант. С одной стороны, он вполне устраивает Москву, с другой - реализуем на практике.
Причем права на ошибку нет ни у кого. Еще одни неудачные президентские выборы могут оказаться крахом для всей политической элиты Молдавии.