Главный администратор гуманитарной миссии ООН в Косово Бернар Кушнер передал свои функции бывшему министру обороны Дании Хансу Хаеккерупу. Вернувшись к себе на родину во Францию, он ответил на вопрос корреспондента "НГ" о планах на будущее, сообщив, что после напряженной работы в Косово надеется взять несколько месяцев отпуска и за это время написать книгу о "проделанном и увиденном".
Похоже, что заняться чем-то другим Кушнеру пока не светит. Покинув пост министра здравоохранения и отправившись "наводить порядок" в Косово, он не скрывал, что рассматривает это назначение как трамплин для взлета на крутую международную орбиту - впереди маячил заманчивый пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Однако ныне никто об этом не вспоминает... Ходили слухи, что Кушнер был готов переместиться из походных условий Косово даже в менее престижный кабинет координатора ООН по борьбе со СПИДом. Но, увы, не потребовали его и на эту должность. Более того, Кушнеру вообще дали поворот от ооновских ворот - не оставили в многообещающем резерве, произведя с ним полный и окончательный расчет. Поблагодарили, конечно, как полагается и пожелали доброго пути - это сделал в устной форме Кофи Аннан. Что касается министерской должности в правительстве Франции, которую он занимал до командировки в Косово, то она давно занята.
Такое сдержанное отношение к создателю широко известной ныне организации "Врачи без границ" обусловлено по меньшей мере двумя факторами. Первый - его высокомерие, гипертрофированная самоуверенность, зачастую превышение полномочий и директив во время выполнения возложенной на него миссии в Косово. Это вызвало раздражение и критические высказывания ряда руководителей европейских стран и неодобрение Парижа. Далеко не всем нравились и его неумеренные панегирики в адрес НАТО, его кредо, что вмешательство извне в дела суверенных государств в критических ситуациях оправданно и необходимо. В общем, за ним утвердилась репутация человека, который много берет на себя и мало считается с другими. Второе обстоятельство, работающее против Кушнера, это то, что за эти полтора года ничуть не разрядилось напряжение между сербской и албанской общинами в Косово и он "сумел" в глазах сербов сделаться самым настоящим политическим врагом номер один. Обожая красоваться перед телекамерами, представитель ООН столько наломал дров в своих тирадах, интервью, заявлениях, что за ним утвердилось прозвище "плохой дипломат". Чего стоят, например, его утверждения о необходимости предоставления Косово независимости!
Высказываясь по поводу завершения миссии Кушнера и давая ей оценку, представитель России в ООН Сергей Лавров неспроста отметил, что он "дискредитировал себя откровенным попустительством действий албанских сепаратистов". Такова его политическая аттестация, разделяемая и другими членами ООН.
Париж