ЕСЛИ ДО сих пор спор между Россией и Парижским клубом сводился к обмену письмами и заявлениями, то в ближайшие дни наступит время для действий. Наступает срок уплаты первой неучтенной в бюджете суммы. Речь идет о 80 млн. долл. в счет погашения основной части кредитов, взятых в свое время СССР. Уже ясно, что на счета наших кредиторов из Парижского клуба эти деньги не поступят. В соответствии с принятой процедурой через несколько дней кредиторы пришлют запрос с просьбой пояснить причины нарушения сроков. Как известно, на сегодняшний день российское правительство не нашло достаточно убедительных для "парижан" доводов. В результате уже в феврале начнется балансирование России на грани дефолта, объявление которого будет зависеть исключительно от доброй воли кредиторов. Однако тон последних писем из Парижа говорит о жестком настрое клуба. Правда, глава этой международной организации Жан-Пьер Жуайе заявляет, что не может даже представить себе дефолт России. Но постоянно рассчитывать на снисходительность развитых стран - не самая надежная политика. За последние несколько лет мир стал свидетелем коллапса экономик, находившихся в лучшем положении по сравнению с российской.
То, что старые советские долги являются причиной проблем уже новой России, заставляет многих вновь поставить вопрос о целесообразности нести ответственность по обязательствам несуществующего государства. Вчера глава думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин, который в 1991-1994 годах входил в состав российского правительства и активно участвовал в переговорах с Парижским клубом, собрал журналистов, чтобы предложить свой выход из грозящей России долговой петли. Данная им оценка действий правительства довольно резка. Российская исполнительная власть оказалась в нынешней сложной ситуации из-за не слишком грамотной переговорной позиции. Попытка поставить кредиторов перед фактом - платежи не заложены в уже принятый бюджет - не принесет эффекта. Правда, Шохин признал, что подобный аргумент использовался уже во времена его работы в кабинете министров. Однако в 1993-1994 годах не было того, что есть сейчас, - 11 млрд. долл. допдоходов по итогам 2000 года и так и не взятый правительством в прошлом году кредит ЦБ в 1 млрд. долл. Воспользовавшись этими ресурсами, правительство могло бы избежать обострения отношений с кредиторами.
Сейчас же, по мнению Александра Шохина, оптимальным является другой путь - запросить у Парижского клуба техническую отсрочку по платежам в 2-3 месяца и внести поправку в бюджет, предусматривающую выделение на погашение советских долгов дополнительных доходов бюджета, которые можно ожидать не раньше второго квартала. Таким образом появится время для подписания программы сотрудничества с МВФ и начала официальных переговоров со странами-кредиторами, во время которых дефолт не может быть объявлен. Россия может предложить Парижскому клубу следующую схему - она расплачивается по всем долгам, но с условием, чтобы общий объем выплат составлял 3% ВВП - ни больше и ни меньше. Таким образом кредиторы будут заинтересованы в подъеме российской экономики, так как после нескольких лет стабильного роста Россия может платить даже больше, чем предусмотрено первоначальными графиками погашения, и в результате досрочно расплатиться по долгам.