С СЕГОДНЯШНЕГО дня в России на 30% увеличилась стоимость проезда в поездах дальнего следования. Предложение Министерства путей сообщения РФ о повышении тарифов было одобрено 21 декабря 1999 года на заседании правления Министерства по антимонопольной политике РФ. На этом же заседании правление МАП одобрило повышение цен на билеты на скоростные пассажирские поезда ЭР 200 Москва-Санкт-Петербург, пущенные в конце прошлого года. Теперь стоимость проезда в этих поездах увеличилась со 100 руб. до 600 руб.
Как сообщили корреспонденту "НГ" в пресс-службе МПС, повышение тарифов призвано уменьшить долю перекрестного субсидирования, когда убытки от пассажирских перевозок покрываются за счет доходов от грузовых перевозок. В 2000 году в России убытки от пассажирских перевозок составили 27 млрд. руб., из них от перевозок в дальнем сообщении - 16 млрд. руб. и от пригородных перевозок - 11 млрд. руб.
Но если убытки от пригородных перевозок примерно на 60% компенсируются главами администраций тех областей, где курсируют электрички, то убытки от перевозок пассажиров в поездах дальнего следования не компенсирует никто. Хотя, по словам сотрудников Министерства путей сообщения, во всех странах мира железным дорогам выделяются средства на покрытие расходов. Поскольку железнодорожный транспорт убыточен во всем мире и исключением является разве что Германия, но там стоимость билетов примерно в 30 раз выше, чем в нашей стране. К тому же в России 46 миллионов граждан имеют льготный проезд в поездах дальнего следования.
По словам сотрудников МПС, повышение тарифов соответствует выработанной правительством РФ политике индексации тарифов, которая предполагает увеличение цен на билеты на поезда дальнего следования по мере роста доходов населения. А в прошлом году эти доходы впервые возросли после финансового кризиса, разразившегося в 1998 году.