Государственная компания "Транснефть" завершила на днях реконструкцию нефтеналивного терминала Новороссийского порта. Как ожидается, суммарная мощность терминала возрастет в результате реконструкции на 7 млн. тонн и составит около 42 млн. тонн.
Новороссийск и Туапсе - единственные нефтеналивные терминалы на территории России. Все остальные выходы российских магистральных нефтепроводов к морям находятся за ее пределами, что приводит к значительным трансакционным издержкам. Этим обстоятельством объясняется давнее желание отечественных нефтяников увеличить мощность российских терминалов. Выбор пал на Новороссийск.
Новороссийский нефтеналивной терминал, входящий в комплекс Новороссийского порта, состоит из нескольких производственных объектов. Это резервуарный парк "Грушовая", нефтебаза "Шесхарис" и два пирса, к причалам которых пристают танкеры. Причалы первого пирса обслуживают крупнотоннажные суда, способные перевозить до 150 тыс. тонн нефти. Причалы второго ("металлического") пирса обслуживали до проведенной "Транснефтью" реконструкции малотоннажные танкеры.
Первоначальный проект реконструкции отстаивало Министерство транспорта. Он предусматривал сооружение нового "зеркального" (расположенного симметрично к уже существующему) причала на первом пирсе. Мощность терминала возросла бы в этом случае на 15 млн. тонн. Работы заняли бы по расчетам более года, а затраты на их проведение составили бы около 55 млн. долл. Кроме значительных затрат, которые к тому же требовали привлечения кредитной линии под залог нефти (в рамках комиссии "Жюппе-Черномырдин"), у этого проекта был еще один "подводный камень". После ввода в действие нефтепровода КТК столь значительный прирост пропускной способности терминала мог оказаться попросту неосвоенным.
Президент "Транснефти" Семен Вайншток предложил другой вариант, который в итоге и был осуществлен. На 6-м и 7-м причалах второго пирса были заменены стендеры (нефтеналивные устройства) и проведен ряд других работ. В результате к этим причалам могут теперь приставать суда среднего дедвейта (мощностью до 80 тыс. тонн). По оценкам специалистов "Транснефти", мощность терминала возрастет на 7 млн. тонн и составит 42 млн. тонн.
Реконструкция заняла около 2,5 месяцев и обошлась всего в 5,5 млн. долл. Она не потребовала привлечения кредитных ресурсов: все расходы взяла на себя "Транснефть". Экономия оказалась весьма значительной: если по проекту "Минтранса" каждый миллион тонн прироста мощности обошелся бы примерно в 3,7 млн. долл., то по осуществленному проекту "Транснефти" эти расходы составили менее 0,8 млн. долл.
Модернизация терминала в Новороссийске проведена в рамках программы реконструкции и технического перевооружения "Транснефти" на 2001 год. Она предусматривает ремонтные работы 1,5 тыс. км нефтепроводов: внутритрубную диагностику, модернизацию телемеханики, автоматики, насосных станций. Кроме того, повышаются требования к соблюдению ГОСТов, технических условий и других нормативных актов, регламентирующих технологию работы трубопроводной системы.